РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Народная культура – важнейшее из средств развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио и ТВ звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?
Академик Д.С.Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Важно комплексно подходить к ознакомлению дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр и, конечно же, игры – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.
Подробнее хотелось бы остановиться на русских народных играх. Кстати слово играть, если его разобрать по буквицам, означает «передавать завещанную Богами и подтвержденную опытом воплощенных на Земле Богов мудрость». А это уже не столько развлечение, сколько главная функция жизни. Верно? И получается, что с понятием игра, игра актера, игра оркестра, игра света, игра детей, деловая и политическая игры, игра природы, игра ума, игра воображения, стихий, космическая игра, связаны практически все аспекты нашей жизни. Она как бы пронизана игрой на всех ее уровнях. Поэтому, наша с вами задача - самим научиться играть и передать эти знания и умения детям.
Русская народная игра «Солнышко»
Дети встают вокруг «солнышка» и поют:
Солнышко-ведрышко, Идут по кругу за руки,
Выглянь-ка в окошко, «Солнышко» кружится в центре
Посвети немножко!
Солнце заиграло, дети останавливаются, делают «фонарики»
Деточкам сказало: «солнышко» делает пружинку
- А играйте в поле, Поет «солнышко»
Прыгайте на воле
Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».
Русская народная игра «Дождик»
Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения
Дождик, дождик, пуще! Поднимают руки и встряхивают кистями
Дам тебе гуще, Пр.руку на пояс, левую отводят в сторону
Хлеба краюшку, Правую руку отводят в сторону
Щей черепушку, Соединяют руки «чашечкой»
Дам тебе ложку, Поднимают пр.руку вверх, пальцы в кулак
Кушай понемножку. Слегка наклон. вперед, протягивая руки, ладони
вверх
Кто под дождик попадет, Подним. руки вверх и плавно опускают,
быстро шевеля пальцами.
Тот у нас плясать пойдет! Ставят руки на пояс, выставл.ноги на пятку
Русская народная игра «Шла утица»
Музыкальное сопровождение: две русские народные мелодии – спокойная, плавная и подвижная, озорная.
Все дети стоят в кругу. Руки опущены. Ведущий - в центре.
Первая (спокойная) мелодия: Ведущий на каждую музыкальную фразу, двигаясь спокойным шагом, подходит к кому-либо из детей, кланяется ему, приглашает. Ребенок отвечает поклоном и присоединяется к ведущему. Так проводится приглашение. Затем стоящие в кругу читают считалку:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота! (Берутся за руки «воротами»)
Вторая (подвижная) мелодия: Ведущий и приглашенные им легко бегают в кругу и через круг. По окончании музыки «ворота» закрываются. Кто не успел выбежать из круга, считается проигравшим.
Русская народная игра «Бай, качи, качи»
Бай, качи, качи, качи! Последняя пара проходит через все воротца и
Глянь, баранки, калачи! Встает впереди. То же самое делают следующие
Глянь, баранки, калачи пары, пока звучит песня (как «ручеек»)
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).
Русская народная игра «Шел козел по лесу»
(«Шла коза по лесу»)
Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»). Все идут по кругу и поют.
Шел козел по лесу, козел идет противоходом внутри круга
По лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козел выводит в
Середину круга девочку.
Давай с тобой попрыгаем, Все дети выполняют «пружинку».
Попрыгаем, попрыгаем. «Козел» и «принцесса» выполняют движения,
Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.
Подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
А потом попляшем, попляшем, попляшем!
Игра «Лошадки»
Дети делятся на «лошадок» и «кучеров». На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую – «кучера».
«Лошадки» (взявшись за руки, подходят к черте):
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Ушли кони со двора.
Затем они разбегаются, щелкая языком. «Кучера» стараются поймать «лошадок» и увести их в огороженное место – «двор». Когда всех «лошадок» поймают, дети меняются ролями.
Русская народная игра «Мороз и волк»
Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)
Стоит волк под горой, Волк стоит и притопывает одной ногой
Подпершися кочергой.
Эй, морозец, пощипли, Идет противоходом.
Волка с поля прогони.
Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.
Русская народная игра «Никанориха гусей пасла»
Дети идут по кругу и поют:
«Никанориха гусей пасла,
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается»
Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки на «полочке»), когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!»
Козлик говорит «ме», становится в круг, идет противоходом, игра повторяется с «козликом»
Русская народная игра «Кучер и лошадки»
Участники делятся на тройки, в каждой из них – «кучер» и две «лошадки», на которых надеты вожжи. Ведущий (Иван) по ходу игры подает различные команды. «Лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно следит за правильностью движений «лошадок». По команде Ивана «лошадки» шагают, бегут галопом по кругу, поворачиваются налево, направо, скачут в обратном направлении и т.д. На слова «Лошадки, в разные стороны!» «кучер» отпускает вожжи, и лошадки» быстро разбегаются. На слова «Найдите своего кучера!» «лошадки» стараются как можно быстрее найти своего «кучера»
Русская народная игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.
Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут к центру дробным шагом.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, Тем же шагом идут, пятясь, на место, оставляя
А на дубе воронок. В центре ворона: он кружится, руки в стороны.
Ворон в красных сапогах, Ворон пляшет, дети повторяют движения.
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, Поочередное выставление ноги на пятку.
Он играет во трубу,
Труба точеная, Все хлопают, ворон пляшет.
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.
.Русская народная игра «Молчанка»
Кони, кони, мои кони. Дети ритмично «тянут вожжи», пружиня ногами
Мы сидели на балконе. Руки «полочкой», покачивают ими
Чай пили, Левую ладонь раскрывают, прикасаются к ней
пальцами правой, подносят пальцы к губам.
Чашки били, Стучат правым кулаком по ладони левой.
По-турецки говорили: Покачивают головой вправо-влево
«Чаби-челяби, волнообразные движения кистями рук
Челяби-чаби-чаби!»
Прилетели журавли Взмахивают руками, как крыльями
И сказали всем «Замри!» Грозят пальцем.
А кто первый отомрет, Руки на пояс, пальцы сжаты в кулаки.
Тот получит шишку в лоб. Ударяют ладонью по лбу.
Шишка не большая, Трут лоб ладонью.
Просто золотая.
Не смеяться, не болтать, отрицательный жест указат. пальцем
А солдатиком стоять! Замирают и молчат. Водящий их старается
рассмешить мимикой и жестами
Комментариев нет:
Отправить комментарий