15 июня 2019 г.

Монтессори. 150 занятий с малышом дома Сильви Д’Эсклеб

Монтессори. 
150 занятий с малышом дома
Сильви Д’Эсклеб


Глава 12. Развитие моторики
Топпончино
Топпончино – это мягкий овальный матрасик из хлопка в чехле, который можно регулярно стирать. Матрасик используют, чтобы поддерживать головку младенца, когда его берут на руки. Малыш постоянно находится на матрасике, сохраняющем привычный запах и температуру. Кроме того, с топпончино удобно перекладывать заснувшего ребенка в кроватку, чтобы он не проснулся.
Сенсорный коврик
Материал

• 1 коврик размером приблизительно 1,20 м ? 1,20 м, сшитый из квадратов ткани разной текстуры: грубой, гладкой, скользящей, атласной и т. д.
Можно использовать квадраты из разных типов тканей: хлопок, микрофибра, искусственная кожа, бархат и т. д., а также разнообразные расцветки и мотивы. Главное требование – они должны выглядеть гармонично. К коврику прикрепляют ленты, бубенчики, мелкие предметы, за которые ребенок может схватиться руками, при условии, что они не представляют для него опасности.
Презентация
1. Разложить коврик в «игровой» зоне комнаты ребенка. Полезно повесить зеркало с перекладиной (поручнем) вдоль одного из его краев и поставить низкую этажерку для корзин с погремушками, мячами и прочими игрушками и с несколькими книжками.
2. Желательно установить деревянную опорную конструкцию для развития мелкой моторики.
3. Кладите ребенка на сенсорный коврик как можно чаще, и пусть он касается голыми ножками разных текстур ковра – эти ощущения готовят его к осознанию возможностей своего тела.
4. Не оставляйте ребенка одного, наблюдайте за тем, как он ведет себя и что делает.
5. Со временем ребенок самостоятельно научится перекатываться по ковру и сможет подбираться к игрушкам, хватать их руками, смотреть на себя в зеркало, изучать комнату, в которой проходит его жизнь, и однажды возьмется руками за перекладину, чтобы встать.





Опорная конструкция


Опорная конструкция – это основной элемент в Нидо-классе[4 - Нидо (от итал. Nido – гнездо, гнездышко, уютное место) – классический Монтессори-класс для детей в возрасте от 2 до 12–15 месяцев (примеч. пер.).] или в комнате ребенка. К ней подвешивают разные предметы на том расстоянии от ребенка, которое вы считаете оптимальным. Малыш обычно лежит под конструкцией на мягком ковре или на мутоновой шкуре.

Убедитесь, что все подвешенные над ребенком объекты не представляют для него опасности и сделаны из экологически чистых материалов (отдавайте предпочтение благородному дереву). Они станут прекрасной тренировкой для мускулов ребенка, пробуждения его интеллекта (понимание причинно-следственных связей) и развития координации глаз – рука.

Ребенок будет веселиться, проводя время под опорной конструкцией, но нельзя оставлять его одного, чтобы он не отправился исследовать комнату. Опорная конструкция должна быть очень устойчивой, поскольку даже самые маленькие дети обладают удивительной силой.

Важно регулярно менять подвешенные предметы (деревянные кольца, шерстяные помпоны, каучуковые мячи, скорлупки). Вначале это объекты черно-белой гаммы; затем следует ввести три основных цвета, постепенно добавляя к ним другие цвета.

Зеркало и перекладина


Эти приспособления развивают сознание ребенка. В педагогике Монтессори и в психологии им придается большое значение.

Самое простое зеркало прямоугольной формы подвешивают над матрасом в комнате ребенка или в яслях, и оно отражает все цвета и формы.

Другое зеркало, вытянутой формы, устанавливают на уровне пола – оно отражает часть пространства, в котором живет ребенок. Зеркало должно быть надежно закреплено; проследите, чтобы рядом не было тяжелых предметов, которыми можно его разбить.

Когда малыш переворачивается на живот, он может приподнять головку и увидеть свое отражение, коснуться руками лица, полизать стекло, почувствовать его холод.

Зеркало не только стимулирует зрительное восприятие, оно помогает ребенку осознать движения, происходящие в окружающем мире.

По мере взросления и развития зрительного восприятия поле зрения младенца, как и понимание, будет расширяться. В яслях он увидит в зеркале других детей и невольно улыбнется им. Касаясь собственного отражения, он впервые в жизни сможет наблюдать свои эмоции.

Благодаря зеркалу ребенок видит, что происходит позади него, и не испугается, если взрослый подойдет неслышными шагами или рядом раздастся шум.

Зеркало отражает свет, увеличивая сенсорное пространство ребенка. Постарайтесь повесить его в таком месте, где на него не падали бы прямые солнечные лучи, которые могут чересчур поразить воображение маленького человека.

Очень важно снабдить зеркало перекладиной (или поручнем). Она позволит ребенку развивать мышцы рук, удерживать равновесие и постепенно привыкать к вертикальному положению. Скорее всего, на первых порах он будет падать, так что имеет смысл положить под перекладиной толстый ковер.

Вставая на ножки перед зеркалом, ребенок увидит все свои движения, позволяющие ему перейти из горизонтального положения в вертикальное. Для этого оно должно быть достаточно широким и высоким, чтобы отражать его во весь рост.

Постепенно ребенок начнет осознавать, что видит в зеркале самого себя. Когда он начнет самостоятельно садиться, ему можно дать маленькие небьющиеся зеркальца, с помощью которых он может изучать свое тело.

В пространстве ясель или класса также устанавливают зеркала, позволяющие детям видеть друг друга и самих себя в горизонтальном положении. Дома повесьте зеркало возле умывальника, чтобы ребенок наблюдал процесс своего умывания и чистки зубов.




Ходунки-каталки


Ходунки-каталки, которые ребенок может везти перед собой, должны быть очень устойчивыми, чтобы не падать под его весом. Это устройство позволяет ребенку, нетвердо стоящему на ногах, продвигаться вперед, опираясь на него. В психологическом смысле ходунки-каталки поддерживают малыша в его упорстве и радости от того, что он растет и может сохранять вертикальное положение, перевозить в каталке свои игрушки и прогуливаться вместе с ними по квартире.

Выбирайте ходунки-каталки, учитывая вышеизложенные требования.




Заключение


Упражнения, о которых рассказано в этой книге, помогут вам воспитывать ребенка по системе Монтессори в домашних условиях.

Пожалуйста, отнеситесь с вниманием ко всем указаниям и соблюдайте требования к презентациям. Мария Монтессори была врачом, и ее методика – строго научная, разработанная на основе многолетних наблюдений за детьми. Каждая поза и движение в ней обоснованы и преследуют конкретные цели, как прямые, так и косвенные, важные для развития и самочувствия ребенка.

Например, требование проводить презентацию слева направо преследует косвенную цель – подготовить ребенка к чтению и письму. Уловив на подсознательном уровне это направление, он не станет писать справа налево.

Разумеется, для детей, говорящих на арабском и других языках с письменностью справа налево, презентация проводится в обратном направлении.

Жест «пинцет», когда каждый предмет берут большим, указательным и средним пальцами, тоже косвенно готовит к письму. Усвоив его, ребенок будет правильно держать карандаш и ручку.

Требование доводить до конца начатую работу очень важно для дальнейшей жизни ребенка; он навсегда запомнит, что начинать новое дело можно только после того, как закончил предыдущее. Взрослый должен предлагать ребенку только адаптированные к его возрасту виды деятельности, которые он способен довести до конца.

Все эти упражнения закладывают прочную основу для будущего обучения, которое не вызовет у ребенка затруднений. Они также способствуют развитию самостоятельности, повышают веру в себя, развивают независимость, умение концентрироваться – основополагающие ценности, необходимые и детям, и взрослым.

Педагогика Монтессори – это не просто свод правил и методика, это жизненная философия. Упражнения не принесут ребенку пользы, если взрослый не проникнется философией Монтессори и ее мыслями. Мария считала, что воспитание детей – единственный способ установить мир на земле. Стоит всегда помнить об этом, когда мы растим ребенка в соответствии с ее методикой.

Упражнения из раздела «Культура» также играют большую роль, поскольку открывают ребенку мир, в котором он живет, людей, их образ жизни, культуру.

Все это необходимо, чтобы лучше понимать других, уважать их и не испытывать неприятия к тем, кто живет иначе.

Очень важно, чтобы ребенок, обучаясь в рамках программы Монтессори, понимал, что природа, искусство и многие другие явления в нашем мире прекрасны сами по себе, а его задача на Земле – сохранить всю эту красоту и гармонию.

Воодушевление, с которым вы готовите материал, проводите презентацию упражнений и ведете занятия, показывает ребенку, что вы придаете огромное значение его развитию. Сами занятия становятся подлинным удовольствием не только для ребенка, но и для взрослого, который начинает другими глазами смотреть на своего малыша. Наблюдая за ним во время упражнений, выявляя в нем лучшие стороны, вы открываете в нем новые черты и способности.

Если занятия отвечают глубинным запросам созидания личности ребенка, они формируют его доверие к взрослому и закладывают основу для близости, которая сохранится на долгие годы.

Развитие речевых навыков, сопровождающее все виды занятий, также способствует общению и развитию хороших отношений между ребенком и взрослым. Правильно подбирая слова, ребенок радуется, что его понимают, и, в свою очередь, лучше понимает то, что ему говорят.

Необходимо следить за реакцией ребенка на то, как вы проводите презентацию. Пусть он видит, что вы с радостью посвящаете ему свое время. Слова, которые вы говорите, должны нести позитивный смысл. Нельзя выносить никаких суждений, говорить «нет, ты ошибся», издавать вздохи отчаяния, показывать свою усталость от того, что у ребенка не получается правильно выполнить упражнение. Если малыш не справляется с заданием, это означает, что он пока не готов к нему и следует перенести его на более поздний срок. Кроме того, во время упражнения он может быть усталым или не в настроении.

Взрослый обязан внимательно оценивать собственное поведение, менять привычный образ мышления и таким образом сам становиться лучше.

Поэтому запомним фразу Марии Монтессори из ее книги «Ребенок». «Ребенок – творец взрослого. На нем отразятся все наши ошибки – их пагубные последствия он ощутит и в зрелом возрасте. Коснуться личности ребенка – значит коснуться самой чувствительной точки всего и вся, точки, которая берет начало в прошлом и стремится к бесконечности, точки, где все еще можно изменить и исправить. Работать для ребенка с непреодолимым стремлением спасти его равноценно проникновению в тайну человечества».




Приложение





Индекс упражнений по возрастным периодам





0–2 года


В

Выжимание губки

Д

Детский книжный шкаф

З

Звуковые книжки

Зеркало и перекладина

И

Игры на обучение счету

М

«Мемори», игра с парными карточками

Мобили (движущиеся игрушки)

Н

Найти соответствующий предмет

О

Обучающие карты с картинками

Опорная конструкция

П

Перекладывание шариков для пинг-понга при помощи ситечка

Перекладывание крупных макарон из одной миски в другую

Переноска подноса

Пересыпание орехов из одного стаканчика в другой

Подбор пары к предметам из повседневной жизни

Подвешивание погремушек

Р

Разбивка по временам года

Разные голоса птиц 1

Разные голоса птиц 2

С

Сенсорный коврик

Сенсорные пробирки или бутылочки для малышей

Сортировка по парам

Сортировка по форме

Сортировка по размеру

Сортировка по цвету

Т

Топпончино

Ф

Ферма, гараж или кукольный домик

Х

Ходунки-каталки

Ч

Волшебный мешочек и распределение по парам

Черно-белые фигурки

Ш

Шары (мячики) различной текстуры




2–4 года


А

Алгоритмы

Ассоциация «предметы – буквы»

В

Вешаем пальто на плечики

Взаимодополняющие карты

Вода, воздух, земля

Времена года

Г

График по 12 месяцам года

Ж

Живой/неживой

Животные и их глаза

Животные и их следы

Животные и их шерсть

Жизнь ребенка в течение одного дня

З

Завинчивание и развинчивание винтов и гаек

Закручивание и откручивание винтов при помощи отвертки

Закручивание и раскручивание крышек на банках/ бутылках

Знакомство с творчеством художников и пополнение словарного запаса

И

Игра на ассоциацию «символ/количество»

Игры на обучение счету

Игры со звуками и предметами

Использование кулинарного венчика

Использование метелки для пыли

Использование самоклеящихся фигурок

К

Календарь погоды

Картинки с продолжением

Карты под лупой

Карты с прищепками

Коллекция животных

Коробка с разноцветными дощечками 1

Коробка с разноцветными дощечками 2

Круговорот воды

Л

Линия жизни ребенка

М

Магнит

Манипуляции с бельевыми прищепками

Манипуляции с разноцветными бельевыми прищепками

Мой маленький глазик

Мытье рук

Мытье стола, стула

Н

Нанизывание бусин

Направление на север

Недельный календарный график ребенка

Новости

О

Обучение склеиванию предметов

Описание картинки

Открывание и закрывание коробок, в одной из которых спрятан «сюрприз»

Открывание навесных замков

П

Папка с прозрачными вкладышами-карманами для букв

Переливание жидкости при помощи пипетки

Переливание из одного сосуда в другой

Переливание жидкости в маркированный сосуд

Переноска и раскатывание ковра

Перестановка стула

Пересыпание зерен ложкой

Пересыпание зерен из одного кувшина в другой

Плавает/тонет

Подбор к картам с картинками соответствующих предметов

Подметание пола

Прогулка в день рождения

Пространство для занятий искусством и ручной работой

Противоположные карты

Р

Разрезание бумаги

Рамки-застежки

С

Семьи животных

Сервировка стола

События прошлые и настоящие

Сортировка при помощи кондитерских щипцов

Стол с находками

Страны и флаги

Т

Ткани

У

Упражнения на воспитание вежливости и хороших манер

Ф

Формы суши и водоемов

Х

Ходьба по линии

Ч

Волшебный мешочек со знакомыми предметами

Ш

Шероховатые буквы и буквы на песке

Шероховатые цифры




4 года – 6 лет


В

Воздух и вода, упражнение 1

Воздух и вода, упражнение 2

Выжимание сока из апельсина

Д

Дети, живущие на разных континентах

Ж

Жизнь животных

З

Звезды и созвездия

Звуковые коробки

И

Изготовление бумаги

Измерение времени

Использование пестика

Исследование растительного царства

К

Континенты

Коробки с разноцветными дощечками 3

Л

Линия жизни

растения

М

Мытье окон

Н

Наблюдение за листьями деревьев

Намазывание на хлеб масла, шоколадной пасты и т. п.

О

Обучающие карты-картинки по ботанике

Обучающие карты-картинки «Части тел животных»

Очищение ракушек

П

Посев семян

Перекладывание гороха с помощью пинцета для эпиляции

Переливание воды пипеткой в мыльницу

Пересыпание песка с камешками через дуршлаг

Предметы, которые нужно переложить из одной миски в другую при помощи щипцов для заваривания чая

Пришивание пуговицы

Происхождение некоторых вещей и предметов

Р

Работа молотком

Разрезание фрукта или овоща

Роль Солнца

С

Складывание одежды

Складывание отрезков ткани по линиям

Солнечная система

Сортировка фруктов и овощей

Сортировка целых и разрезанных пополам фруктов и овощей

Составление букета

Стирка белья

Строение вулкана

Строение Земли

У

Уход за животным

Уход за растениями

Ф

Флаконы с разными вкусами

Флаконы с разными запахами

Ц

Цифры и жетоны

Ч

Части (элементы) флага

Части человеческого тела

Чистка зеркала, полировка предметов домашнего обихода

Чистка фруктов и овощей



notes


Сноски





1


Эдуар Сеген (1812–1880) – французский педагог и психолог, посвятивший свою жизнь обучению и развитию умственно отсталых детей. Несмотря на то, что его методика была ориентирована на узкий круг детей, ее элементы стали активно использоваться и другими педагогами, занимавшимися ранним развитием. Так, например, рамки Монтессори не что иное, как видоизмененные дощечки Сегена. (Примеч. пер.)




2


Жан Марк Гаспар Итар (1774–1863) – французский врач, получивший европейскую известность как специалист по болезням уха и слуха. Изобрел, в частности, устройство для определения тонкости слуха «акуметр». Также известен как воспитатель «Аверонского дикаря», мальчика, который до двенадцати лет был изолирован от человеческого общества. Итар поставил себе целью доказать, что если систематически заниматься с ребенком должным образом, он сможет стать нормально развитым человеком. Дикарь приобрел некоторые навыки, но нормального уровня так и не достиг и не научился говорить. (Примеч. пер.)




3


Можно заменить его обычным зубным порошком, смешанным с водой до получения густой пасты (примеч. пер.).




4


Нидо (от итал. Nido – гнездо, гнездышко, уютное место) – классический Монтессори-класс для детей в возрасте от 2 до 12–15 месяцев (примеч. пер.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий