1 марта 2024 г.

«Живые письма дошкольников – как форма организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников по средствам обмена письмами с дошкольными организациями России»

 


Инновационный проект:

«Живые письма дошкольников – как форма организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством обмена письмами с дошкольными организациями России»

 

Руководитель инновационной площадки

Г. Чита. Забайкальский край

МБДОУ «ЦРР д/с №99»  Круговая С.В.

Наименование

«Живые письма дошкольников – как форма организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством обмена письмами с дошкольными организациями России»

Адрес организации

МБДОУ «ЦРР детский сад №99»

672027  Забайкальский край, г.Чита, ул.Кайдаловская,18

Разработчики проекта

Руководитель проекта: Круговая Светлана Вадимовна  педагог дополнительного образования.

Кириллова ТН - Заведующая

Калуга Нина Владимировна-  методист

Актуальность

Почта и бумажные письма — это уже прошлое? Многие дошкольники даже не знают, что сегодня тоже можно отправлять бумажные письма! Они родились и выросли в совершенно другой, цифровой реальности.

Но писать бумажные письма — это так интересно и познавательно! Мы считаем, такой способ общения совершенно не устарел, и его стоит вернуть в жизнь детей 21 века. Объясним зачем:

1. Чтобы оторваться от гаджетов

Сообщение в мессенджере — это быстро и удобно. Но ради удобства мы жертвуем красотой языка: сокращаем слова, переписываемся на ходу. Собеседник не видит наш почерк, не понимает слог и стиль изложения.

В бумажном письме ребёнка  все иначе: его мы ждем, его можно сохранить. Мы видим рисунок и неповторимое оформление автора. Чтобы написать рисунком  такое письмо, нужно время, а значит, ребёнок вложит в него чувства, то чем он интересуется и что для него важно. А нарисованное письмо для семьи и друзей – это незабываемый восторг и память о детстве.

2. Чтобы научиться выражать мысли рисунком.

Дошкольники не умеют писать, но они умеют рисовать! Передать в рисунки свои желания, мечты, важное для ребёнка события жизни его семьи и увлечений.

3. Чтобы развивать креативность в творчестве.

Ну какая может быть креативность в мессенджерах? Разве, что эмодзи да стикеры ставить, но ведь это не то. В бумажных письмах все иначе: берешь фломастеры, карандаши, наклейки и вперед! Настоящая свобода для творчества, развития навыков дизайна, креативности и формирования своего собственного стиля.

4. Это просто интересно

Мы рисуем живые письма в разные города России детям из других детских садов, можем отправить весточку пожилым людям и доставить им радость, поддержать военнослужащих приятным рисунком, Мы уверены, бумажные письма могут заинтересовать современных детей и родителей воспитанников. Дошкольникам интересно будет узнать, как же люди раньше общались без интернета? А как сотрудники почты не путаются в таком количеством писем и адресов? За сколько наше письмо долетит до адресата? Уметь ориентироваться на карте России и находить города, ждущие наши письма и посылки. Простое письмо позволит нам раскрыть дошкольникам понятие патриотического воспитание через игру и инициативу, через желание узнать больше о нашей стране и малой родине.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе дошкольного образования. Это обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения.

Понятие патриотизм очень сложное по своей природе и многогранно. Это и определяет тот факт, что в научной литературе понимание патриотизма весьма неоднозначно и разнообразно.

Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа» [2 с. 293.].

Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые. Они сохраняют центральный контекст и добавляют свои собственные определения и важные аспекты.

Так, например, по мнению Е.Н. Вороновой, патриотизм – соединение таких качеств личности, как духовно - нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [1 с. 19].

В.А. Сластенин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине [ 4 с. 307.].

Близкий к приведенному определению звучит трактовка И.Ф. Харламова: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость». [5. с. 352.].

Н.Г. Зеленова в своих исследованиях отметила, что «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее» [3 с. 11.].

Как период становления личности дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Это сложное чувство возникает в дошкольном детстве благодаря участию близких ребёнка, его семьи,  воспитателей в ДОО и личных эмоциональных чувств. Когда закладываются основы ценностного отношения. Письма, созданные дошкольниками – открывают возможность проявить себя, познать истинные чувства гордости и уважения к своей стране, семье, краю, друзьям.

Сетевое взаимодействие

Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем, мы – дошкольники и педагоги ДОО, растем, развиваемся, учимся общаться друг с другом, играть, познавать окружающий нас мир, ценить близких и жить в дружбе. Воспитание патриотических чувств: к своей семье, дому, стране всегда были и остаются приоритетом в воспитании дошкольников.

Мир вокруг нас ценен живой природой, ресурсами, огромной территорией, богатством народных традиций,  а самое главное людьми которые живут рядом с нами и в других регионах Российской Федерации. Дошкольник, под руководством  педагогов на занятиях знакомятся с многообразием родного края и страны. Путешествуя по карте России, мы знакомим дошкольников с другими городами, интересными фактами и событиями. На одном из занятий у детей возникли вопросы:- А дети там тоже ходят в детские сады? Они такие же, как мы? А как называют жителей других городов, мы Читинцы, Забайкальцы, а они кто? Благодаря детским вопросам и заинтересованности педагога была проведена поисковая работа и найден в сети интернета ответ – существование сетевого сообщества «Посткроссинг», в котором педагоги обмениваются письмами, сообщая о своих событиях, делятся информацией о месте ,где они живут, рисуют подарки, присылают открытки. Можно выбрать адрес и написать письмо. Данная идея заинтересовала дошкольников. Была проведена работа по изучению таких тем как: «Что такое почта». «Что такое письма, марка, посылка, открытка», «Какие были почтальоны в прошлые времена», «Зачем нужно писать письма». «Что такое – посткроссинг, как современная технология для педагога?».

В 2021 году был разработан  и осуществлен инновационный проект  «Возможности технологии посткроссинг в формировании первоначальных  представлений дошкольников о своей стране». Актуальность данного направления позволяет расширить представления детей дошкольников о многообразии родной страны в разных аспектах познавательной активности, через патриотическое воспитание.

Посткроссинг - это обмен открытками по почте. Возможен подобный обмен между людьми, которые живут в разных странах, городах, или же между людьми, которые живут на соседних улицах. – педагоги России расширили это понятие до обмена письмами с разной информацией о своих регионах. Но посткроссинг – понятие иностранное и в 2022 году появилось новое, более актуальное название - «Живые письма дошкольников» – это новая форма организации работы в дошкольной организации по развитию детской инновационной деятельности в рамках программы воспитания по патриотическому воспитанию дошкольников. Автор проекта и сетевого сообщества «Живые письма дошкольников» воспитатель по зову сердца из г. Тюмени Саткеева Жанара Жаславовна, создавшая сетевое сообщество педагогов России, которое включает в себя более тысячи педагогов нашей огромной страны. Активным участникам проекта с 2022 года является «МБДОУ ЦРР детский сад «99» дошкольники старшего и подготовительного к школе возраста группа «Солнечные лучики №2, группа «Орешки» №6, группа «Фантазёры» №4 под руководством педагога дополнительного воспитания и воспитателя Круговой С.В.

Сетевое сообщество «Живые письма дошкольников» позволяют педагогам, живущим в разных уголках одной большой страны общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы патриотического воспитания и развития детской инициативы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

- это рукотворные, письменное взаимодействие вне сети Интернета.

- это создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для воспитателя социума.

- это трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности.

- это обмен опытом по эффективным способам организации детских рукотворных  писем (рисунок, рассказывающий о том, что важно для ребенка, не все дети умеют писать, а рисовать – Да)

- это инновационная развивающая социально-педагогическая среда  — как для дошкольников, так и для взрослых субъектов образования.

-                     это совместное обсуждение наполняемости центра патриотического воспитания экспонатами и играми сделанными дошкольниками и их семьями (РППС).

Деятельность сетевого сообщество «Живые письма дошкольников» осуществляется легально, на законных основаниях: в соответствии ч. 2 ст. 77 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014) и направлены на поддержку творческого потенциала детей и взрослых

 

Цель проекта «Живые письма дошкольников»

 

Создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания и привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления  по средствам технологии «Живые письма дошкольников»

Задачи

·                   С педагогами:

-Обмен опытом в области применения новой педагогической технологии «Живые письма дошкольников».

-Создание информационно-методического пространства для всех участников проекта

- Развивать самостоятельность, инициативу и творчество дошкольников.

-                     Реализация задач программы воспитания  ФОП ДО

-                     Публичное представление опыта по проекту «Живые письма дошкольников»

              С детьми:

- Познакомить детей с новым видом сетевого коммуникативного взаимодействия- «Живые письма дошкольников» (письмо, посылка, открытка, бандероль)

- Развивать познавательную активность дошкольников

  Создать условия для ознакомления с национальными традициями, историческими событиями, великими людьми из разных сел, городов России и ближнего зарубежья.

- Способствовать  формированию у детей готовности общаться со сверстниками из других детских садов, способности устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и дружить посредством обмена информацией по почте

- Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в детском саду

              С родителями:

- Объединение родителей  воспитанников и педагогов в сообщество для поддержки детской инициативы.

- Заинтересовать родителей положительными  результатами проекта

 - Участие в создании мини-музеев  и выставок, как положительного результата проекта.

- Активное участие в совместных мероприятиям в проектно- исследовательской деятельности.

 

Участники проекта

Участники проекта:

              Дошкольники «МБДОУ ЦРР детский сад №99» старшая группа «Солнечные лучики», подготовительная группа «Орешки», средняя группа «Непоседы»

              Педагоги: ПДО Круговая Светлана Вадимовна. Астраханцева Ольга Николаевна, Стебенькова Анна Владимировна

              Родители групп

              Администрация  «МБДОУ ЦРР детский сад №99 заведующая Кириллова ТН, Зам зав Калуга НВ

Сетевые партнеры:

1.                Бернгардт Элина Леонидовна. Г. Санкт-Петербург

2.                Ирина Савина. Владимирская область, г. Владимир МБДОУ66 группа"Ручеёк"

3.                 Шмурылина Светлана Александровна Новосибирская область Доволенский район с. Утянка МКДОУ Утянский детский сад "Вишенка«

4.                Зарипова Натальея Николаевнеа  Ленинградская область, Кировский район, г. Кировск МБДОУ N2, гр. "Подсолнушки«

5.                Фомичева Наталья. Московская область. Г. Королев. Детский сад «Эврика» группа «Почемучки»

6.                Минина Наталья Юрьевна , Бойцова Светлана. Г.  Чудово ,детский сад "Солнышко" группа 5 "Сказка«

7.                Детский сад «Аннушка», г.Нарьян - Мар

 

Ожидаемые результаты:

 

              Созданы условия для повышения профессионализма педагогов в использовании технологии  «Живые письма дошкольников»

              Увеличено количество образовательных, методических событий в ДОУ с родителями, педагогических инициатив

              Сформирована потребность в профессиональном росте педагогов в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО

              Повышена познавательная активность детей, личностное развитие, уважительное отношение к «малой Родине», к истории, культуре и традициям родного края и своей большой страны России.

              Устойчивая привычка совместного сотрудничества «Дети-педагоги –родители- друзья по переписке», как команды единомышленников.

              Создание книг и пособий по теме проекта (авторские открытки дошкольников, «Живая книга природы дошкольников» Забайкальский край, рекламный  проспект «Прогулки с Гураненком» с применением QR-кодов, дидактическая игра «Поезд победы» (Мы вместе ковали победу), «Истории в картинках», Карты ходилки «Мой детский сад, «Мой город», «Удивительные места моего города»)

 

Взаимосвязь проекта с ФОП ДО раздел воспитание

С 2023 года Федеральная образовательная программа ставит перед педагогом дошкольной организации важные цели в области формирования основ гражданственности и патриотизма:

- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;

- расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;

- знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;

развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;

Обмен письмами между городами нашей страны позволяют реализовать данные цели ФОП ДО в полном объеме. Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме. Живые письма помогают не только познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России, по средствам «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов.

Благодаря сообществу были реализованы такие марафоны, фестивали и акции как:

Марафон «Поезд времени. Мы вместе ковали Победу»

Марафон «Живая книга природы дошкольников»

Марафон «Лото городов Российских» «Бусы». Рассказываюие как мы живем через рисунки

Акция «Подарок к празднику детства»

Акция «Письмо Российскому солдату»

Акция « Сундучок народных игрушек и промыслов России»

Акция «Старость в радость»

Фестиваль «Зимние игры и забавы»

Фестиваль «Вместе раскрасим ракету»

Фестиваль «Ходилки своими руками» (детский сад, город, достопримечательности края)

Участником  сообщества «Живые письма дошкольников»
может стать любой участник образовательного процесса, зарегистрированный на сайте сообщества, принимающий участие в деятельности Сообщества, согласный с принципами и правилами деятельности. https://vk.com/club216981396

Нельзя допустить, чтобы ребенок перестал удивляться. Ведь мы  воспитываем юного «ухтышку», поддержать интерес ребёнка, чувство ожидания нового письма, идеи оформления творческих работ, проявление инициативы и самостоятельности, подключение к проекту родителей, позволит вместе придумывать что то новой и удивительное для друзей в других городах.

Живые письма дошкольников – это замечательная идея в основе которой лежит идея партнерского взаимодействия на основе «живого» общения, через созданные книг нарисованных дошкольниками рассказывающих о семе, крае, родине . Идея одновременно проста и в тоже время – гениальна! Педагог и воспитанники создают свой «творческий продукт» и отдают его в мир! И, конечно же, получают в ответ «творческий продукт» других ребят – из другого региона. Сколько важных аспектов воспитания решаются при этом! Участие в таком проекте в полной мере отвечает требованиям нового нормативного документа – ФОП ДО (федеральная образовательная программа дошкольного образования) и отвечает на вопрос о региональном компоненте в сфере дошкольного воспитания.

 

 

Тематическое планирование о проекту «Живые письма дошкольников»

месяц

События

 

участники

Май 2023

Составление банка адресов.

Информация, сказки, стихи о Забайкалье, о природе, героях, космонавтах

Составить список художественной литературы для чтения с детьми в группе и дома, картотеку стихов, лепбук «Почта»

Итоговая презентация Педсовет по годовым задачам

Представление новых участников проекта, ознакомление с проектом,

Подготовка атрибутов для игры «Почта»

 

Обсуждение плана работы на следующий учебный год

Представление плана работы для ознакомления Кирилловой Т.Н. заведующей МБДОУ «ЦРР детский сад №99»

 

Отправка письма с дидактическим материалом в город Кировск, Ленинградской области. «Поезд победы», «Живая книга природы Забайкалья»

воспитатели

 

 

Круговая СВ

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

сентябрь

Торжественное посвящение педагогов и детей в друзей Почтового письма. (сценарий)

Ознакомление родителей с ходом реализации проекта, поддержание мотивации к дальнейшему взаимодействию, через:

Выступление детей перед родителями с представлением проекта  (стихи, игры, история почты – презентация или обыгрывание героями…)

 

Работа почтового ящика.

Знакомство с мультипликационными героями почтальонами

 

Придумать своего героя почтальона (сшить, связать, нарядить куклу, придумать про него историю вместе с детьми)

Знакомство детей с достопримечательностями родного города Чита. (что мы можем рассказать нашим друзьям) создание игр ходилок своими руками.

Культурные практики: 

«Адресованная другу ходит весточка по кругу…» (сообщение другу в рисунке, записка, послание,)

НОД  ИЗО «Нарисуем живое письмо наших событий»

Работа с картой – города друзья.

Создание центра «Почта» в группе

Чтение Художественной литературы, заучивание стихов, прослушивание (заучивание) песен о почтальонах

 

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц)

Родители,

воспитатели

дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

ДАТЫ: 1 октября Всемирный день открытки

НОД:  «Нарисуем открытку другу»

9 октября всемирный день почты организовать экскурсию на почту с поздравительной газетой.

 

Курсы «Живые письма дошкольников» Саткеева Ж.Ж. г. Тюмень.

Мини-проект «История почтовой открытки»

Выставка «Удивительные открытки»

Консультации для родителей «Почтовые марки- увлекательное хобби для вашего ребенка», «Коллекционирование – это интересно»

Составление текстов посланий, событий (зарисовка событий)

Оформление фойе детского сада – выставка писем, творческих работ дошкольников из других городов.

Создать альбом открыток

Волонтерская работа: Ожоговый центр им. Спиранского.

Создание коллажей, игр ходилок, лабиринтов для отправки друзьям.

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц) Провести беседу о городе, из которого пришло послание (письмо, открытка, посылка), найти его на карте, посмотреть, как он расположен относительно нашего города.

Дети

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители, дети

Ноябрь

Составление папки-передвижки в приемной группы

Беседа «Почтовый транспорт – путешествие письма»

Отражение проекта в сети интернет – сайт ДОУ, ВК, личные блоги и страницы педагогов

Культурные практики: Викторина «Моя Россия»

НОД спортивные соревнования «От Скорохода – до почтальона»

Чтение Художественной литературы.

Создание новой книги живой природы Забайкалья для дошкольников (г. Королев, Владимир, Санкт Петербург, Утянка, Владимир, Чудово)

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц).

 Провести беседу о городе, из которого пришла открытка, найти его на карте, посмотреть, как он расположен относительно нашего города.

Круговая СВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

Декабрь

Создание коллекции открыток для обмена (авторские открытки, аппликация, скраббукинг, пу-ап открытки вместе с родителями)

Бусы – новый способ рассказывания о своем детском саде, семье, крае.

Акция: «Напиши письмо Деду Морозу»

Новогодняя открытка для друзей.

Новогодняя ходилка.

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц) Провести беседу о городе, из которого пришла открытка, найти его на карте, посмотреть, как он расположен относительно нашего города.

Круговая СВ

 

 

 

 

 

 

Родители, дети, воспитатели

Январь

Беседы: Чем отличается послание на открытке от письма;

Что нового можно рассказать друзьям (события, новости, мечты, трудности);

Участие в мастер– классе для родителей по изготовлению открытки, подарка, коллажа. Помощь в изготовлении открыток

Использование материала из города Кировск Поезд победы. 80-тие со дня снятия блокады.

Придумывание раскрасок по представлению, создание из набросков картотеку раскрасок. (можно отправлять друзьям, или подарить среднему возрасту)

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц) Провести беседу о городе, из которого пришла открытка, найти его на карте, посмотреть, как он расположен относительно нашего города.

Отчет по проекту за первую половину года.

Воспитатели

 

 

 

 

Круговая СВ, дети, родители

Февраль

Изготовление открыток в военный госпиталь или в военную часть для военнослужащих.

Акция: «Ты далеко, я по тебе скучаю» - отправка открыток родственникам воспитанников.

Изготовление книг своими руками про город Чита, реки, озеро Кенон, Багульник.. (родители и дети)

Чтение Художественной литературы,

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц)

 

Круговая СВ, дети

Март

Открытки в детские дома, больницы;

Познавательно-игровой досуг на тему «Что принес нам почтальон?»

Познавательно – исследовательская деятельность: Какой город старше: наш или тот, откуда пришла открытка и письмо?

Чтение Художественной литературы, заучивание стихов, прослушивание песен

Изготовление значков с эмблемой «Живые письма дошкольников. Заказ футболок с логотипом «Живые письма дошкольников.

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц)

Круговая СВ, дети, родители

апрель

Экскурсия на почту.

Чтение Художественной литературы, заучивание стихов, прослушивание песен.

Мини-проект «Почтовая марка очень нужна, почтовая марка очень важна»

Обобщение  презентаций о городах России, полученных в ходе проекта «Живые письма дошкольников»

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц)

Круговая СВ, дети, родители, воспитатели

май

ДАТЫ:  1 мая день почтовой марки

 

Отправка писем с детьми и родителями (каждый месяц)

 

Мини проект: «Письма военных лет»

 

Итоговое развлечение: «Наша дружная страна, письма пишем ты и я»

 

Поощрение наиболее активных участников проекта из числа родителей, освещение результатов проекта родительской общественности

 

Отчетное выступление на педагогическом совете

Анализ полученных результатов проекта исходя из цели и задач.

Представление проекта на образовательных сайтах, на методических мероприятиях на уровне города, участие в конкурсах, выставках

 

Литература

1.                Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений [Текст] / Болотина, Л.Р. – М: Академия, 2002. – 237 с.

2.                Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена, И.А. 2015. – 321 с.

3.                Деркунская, В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников [Текст] / Деркунская, В. // Ребенок в детском саду. – 2010. - № 4. – С. 22-24.

4.                Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Маханева, М.Д. – М.: Владос, 2005. – 227 с.].

5.                Ожегов, С.И.  Словарь русского языка [Текст] – М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. – 826 с.

 

Приложение 1.

Познавательно-игровой досуг на тему «Что принес нам почтальон?»

 

Задачи:

создать положительно- эмоциональный настрой в ходе игровой деятельности, вызвать эмоциональный отклик у воспитанников;

-совершенствовать представления детей о разновидностях почтовых атрибутов посредством отгадывания загадок, обсуждения их предназначения;

 

1. Пальчиковая гимнастика "Что принес нам почтальон?"

Что принес нам почтальон? Поднимают плечики.

С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.

Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

 

2. Рассматривание атрибутов к игре "Почта".

Воспитатель. Посмотрите у себя под стул. Что там лежит?

1-й ребенок. У меня письмо.

2-й ребенок. А у меня открытка.

3-й ребенок. У меня газета.

4-й ребенок. А это журнал.

 

Воспитатель. Верно. Кто приносит нам все это с почты?

Дети. Почтальон.

(звучит песня и заходит почтальон)

 

Почтальон: Здравствуйте, ребята! У меня для вас есть посылка, но я ее вам просто так не отдам.

 

Воспитатель. А что же мы должны сделать?

 

Воспитатель. Станцуйте.

(Дети танцуют танец с Почтальоном)

 

Воспитатель: Понравилось тебе?

 

Почтальон: А еще у меня для вас есть загадки.

Почтовый ящик

Я синего цвета,

Вишу на стене.

И много приветов

Хранится во мне.

Д е т и. Это почтовый ящик.

Воспитатель. Для чего он нужен?

Д е т и. Туда опускают письма.

Воспитатель достает конверт, письмо, совершает действия и комментирует их.

 

Воспитатель. Правильно. Если вы хотите отправить письмо, вы кладете его в конверт, заклеиваете, пишете адрес, наклеиваете марку, опускаете письмо в почтовый ящик.

Газета

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

 

Письмо

Сбоку - марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица

Если захочешь -

За море умчится.

 

Конверт

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею.

 

 

Почтальон: Молодцы! Хотите посмотреть, что в посылке(пульт). Вам от меня пода-рок. Мультфильм. Но а мне пора прощаться. До свидания, ребята!

(Просмотр мультфильма)

 

Литература

1. Сайт «Посткроссинг» http://www.postcrossing.com.

2. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Посткроссинг Википедия, Посткрос-синг.

3. Как выглядят почтальоны в разных странах мира? URL: http://www.phototopic.ru/novisti-v-fotografiyah/kak-vyglyadyat-pochtalony-v-raznyh-stranah-mira.html(Дата обращения: 01.10.2013).

4. Маршак С. Я. Вот какой рассеянный и другие истории. М.: АСТ, 2011. – 88 с., ил.

5. Почтальоны разных стран на открытках. URL: http://retro.cc/otkrytki/63-pochtalony-raznykh-stran-mira-na-otkrytkakh.html (Дата обращения: 01.10.2013).

6. Стихи Светланы Ламбиной https://www.stihi.ru/2011/05/25/6178

 

Приложение 2

Тема «Адресованная другу, ходит весточка по кругу»

 

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Использование современных образовательных технологий:

Проектная  деятельность (в рамках проекта «Адресованная другу ходит весточка по кругу или посткроссинг в детском саду»,

Здоровье -сберегающие технологии. (игра «Почтальон, доставь письмо», подпись конверта – развитие мелкой моторики), игровые технологии (игра «Почтовое письмо»),

ИКТ технологии (компьютерная презентация)

Форма организации: групповая.

 

Предварительная работа:

1.      Образовательная деятельность: беседа «Как древние люди обменивались информацией»», конструирование из бумаги «Конверт», чтение С.Я. Маршак «Почта».

2.      Изменение развивающей предметно-пространственной среды: книги и энциклопедии о средствах связи, атрибуты к игре  «Почта»: макет почтового ящика, марки, конверты, письменные принадлежности, 

 

Цель: познакомить детей с Международным и Российским проектом  «Посткроссинг»,организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса детей.

Задачи:

1. Образовательные:

·        сформировать представление о том, какой путь проходит письмо от отправителя к получателю;

·        уточнить предметный словарь по теме «Почта» (почтальон, письмо, бандероль, посылка, адрес, марка, штемпель);

·        познакомить с культурой оформления письма; o закрепить знание детьми профессии почтальон;

·        расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции;

2. Воспитательные:

·        воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

·        o       развивать культуру взаимоотношений группе; o воспитывать самостоятельно сть,   культуру взаимопомощи и поддержки.

·        3.      Развивающие: o развивать связную, диалогическую речь;

·        развивать мелкую моторику руки;

·        развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление; o развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в Power Point; конверты стандартного размера по числу детей; раскраски сказочных героев; канцелярские принадлежности для рисования; самодельный почтовый ящик; карта России; карта Мира; открытки. 

 

Ход:

Мотивационный этап

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию

Педагог обращает внимание на карту мира. На карте два мерцающих указателя.

-Ребята, посмотрите что-то случилось в Москве и Париже. Париж ребята – это столица Франции. Что будем делать? (Предположения детей) - Надо срочно звонить в справочную службу.

  справочную службу какой страны будем звонить в французскую или в российскую?

(ответы детей)

-Почему мы не можем связаться со справочной службой Франции?

(Предполагаемый ответ- не знаем языка)

 

(Воспитатель набирает номер телефона, имитирует разговор со справочной службой)

Здравствуйте, это детский сад №99 «Светлячок» города Чита Забайкальского края , мы сегодня открыли географическую карту и увидели знаки вопроса на территории Москвы и Парижа. Что случилось?

 

-Ребята, я все поняла, сейчас я вам расскажу эту историю.

 

Рассказ воспитателя (сопровождается презентацией)

-В одном городе жили две девочки- Кира и Оля. Девочки были очень хорошими подружками. Делились друг с другом секретами, вместе играли, доверяли друг другу.

-Но однажды родителей Киры пригласили на работу во Францию. (Ребята, эта башня называется Эльфелевой. Она является символом Франции) И Кира вместе с родителями улетела в Париж. Девочки очень скучали друг без друга! У Киры  в новом городе происходили интересные события, а как поделиться новостями с Олей, Кира не знала. 

-Ребята, как можно связаться с друзьями, близкими людьми, если они живут не рядом с вами?(Ответы детей)

 

Игра «Убери лишнее»

На экране изображены - телефон мобильный, телефон стационарный, компьютер, самолёт бумажный. Необходимо убрать лишнее, по - вашему мнению.

- Правильно, ребята, бумажный самолетик никуда не может доставить сообщение.

 

Затруднение в игровой ситуации

-Вы правы, но ведь для всех этих устройств нужно электричество. А если нет его? Произошла авария на станции, и электричества нет. А раньше у нас не было ни интернета, ни телефонов.  Как сообщить другу о своих новостях?

(Предположения детей)

-А вот что предложила мама Оли.

-«Ну, в чем проблема? – напиши Кире письмо в Париж. «Письмо», - удивилась Кира, - а что такое письмо?»

-Как оно попадет к моей подружке? 

-Ребята, в верно, как письмо попадет из Москвы в Париж? (Предположение детей)

 

Организационный этап

- У вас много предположений, но сегодня мы точно ответим на вопрос: «Что такое письмо?  и «Как оно путешествует?»

 

1. Открытие нового знания

Проблемный диалог

-Письмо – это написанный текст, сообщение, которое посылается кому либо. 

-Ребята, как Ваши мамы и папы переписываются по СМС. 

-Правильно, пишут текст, указывают кому СМС и отправляют.

-Это электронное письмо, а для настоящего нам нужна бумага.

-Вот наша девочка Оля, взяла лист бумаги и стала писать письмо Кире в

Париж (на доску выводится текст письма)

 

-Здравствуй, Оля!

Привет из Москвы!

У меня хорошие новости! В этом году мне исполнилось 7 лет, и я пошла в первый класс! В школе я научилась писать и считать.

Еще мне на День рождения мама и папа подарили щенка. Я назвала его Дар.

Кира, напиши, как ты живешь, я очень скучаю.

До свидания!

Жду с нетерпением ответа! Твоя подруга, Оля.  

(Показывает письмо на бумаге)

-Как вы думаете, вот этот листок с текстом  - это письмо?

Ответы детей.

-Чтобы текст, написанный на листе бумаги,    стал письмом, его надо вложить в конверт и хорошо  запечатать.

 (Вкладывает письмо в конверт).

-Оля тоже вложила письмо в конверт и запечатала его.

-Посмотрите, а теперь дойдет наше письмо до Парижа. (предположения детей)

-Правильно, ведь не известно,  кому его написали. А распечатывать и читать его не будут, потому что чужие письма читать нельзя.

-Теперь Оле нужно написать на конверте адрес.

-Что такое адрес? Вы знаете свой адрес? Ответы детей.

-На конверте пишется два адреса и два имени. Найдите на конверте слова «от кого», «кому».

-Еще очень важно на конверте указывать индекс – это набор цифр, обозначающих почтовое отделение города. Индекс нашего города 301530.

(Совместно с детьми заполняем конверт на доске)

-Есть еще одно обязательное условие отправки письма. Письмо никуда не отправиться  без марки, приклеим на конверт марку.

-Почтовая марка – это знак оплаты почтовых услуг. Марки очень красивые (на экране изображение разных марок). Есть люди, которые их собирают.

-Как называют людей, которые что-нибудь собирают. (Коллекционеры)

-Ну вот, теперь письмо Оли готово!

-Но как письмо отправить и как оно попадет к Кире? (Предположения детей)

-Нужно опустить письмо в почтовый ящик.

-И вот наше письмо отправилось в путь. А я вам предлагаю поиграть в игру 

 

 

 

Приложение 3

 Закрепление нового в типовой ситуации

Игра «Почтальон доставь письмо»

 

Дети делятся на 3 команды. Для каждой команды стрелками намечена траектория следования письма. (1 пункт – 1 человек письмо вкладывается в конверт, несут на следующий стол, 2 пункт – 1 человек наклеивает марку, несет на следующий стол, 3 пункт – опускает письмо в ящик, 4 человек – бежит и забирает письмо из ящика).

 

-Повторите, как вы будете    выполнять задание?

-Главное здесь не скорость, а точность выполнения задания.

 

-Письмо из почтового ящика поступает в почтовое  отделение города, где живет отправитель письма. Если Оля живет в Москве, значит в почтовое отделение Москвы.

Здесь почтовые   отправления       сортируют          и       готовят      к дальнейшему путешествию.

 

Задание на классификацию «Сортировка»

 Дети делятся на две команды. Первая команда. (Сортирует письма по маркам). Вторая команда Сортирует письма по адресу получателя

-Дальше     в работу вступает почтовый транспорт. 

-Какой транспорт использует        почта         для             доставки почтовых отправлений? (работа      с презентацией)

-Как вы думаете, какое письмо дойдет быстрее, которое доставляется самолетом, поездом и грузовиком? (Ответы детей.)

 

Игра «Транспорт»

 Детям предлагается под музыку изображать транспорт по заданию водящего. 

(Команда Поезд – дети цепляются вагончиками, команда самолет – широко расставляют руки и имитируют полёт, команда  Грузовик – имитируют вождение машины)

 

Беседа

-Почтовый транспорт доставляет  почту в почтовые  отделения городов, где

письма       вновь

сортируют, распределяют    по районам города и адресам.      А почтальон

доставит Кире письмо от Оли из Москвы.

    вот путешествие письма Оли закончилось. Весточка нашла своего адресата. 

-Открыв почтовый ящик, Кира нашла там письмо от подруги. От сюрприза в почтовом ящике Кира была в восторге! 

 

-Хотя в сегодняшнем мире существуют различные способы общения между людьми,  письма остаются востребованным средством общения. Написание писем - интересное и увлекательное занятие.

-Кому можно написать письмо? Ответы детей.

 

Просмотр слайда.

-Вот сколько людей могут писать друг другу письма.

-А как вы думаете, можно ли написать письмо незнакомому человеку? (Ответы детей)

-Однажды, в 2005году, житель Португалии Пауло, который любил получать и отправлять бумажные письма, создал сайт, через который миллионы людей всего мира познакомились друг с другом.

Международное движение по обмену открытками называется Посткроссинг. Люди всего мира участвуют в этом движении.

Участники посткроссинга незнакомы. Они отправляют письмо «тайному другу», чтобы сделать ему приятное. Девиз посткроссинга: «Сюрприз в почтовом ящике»!

-Посмотрите на карту России. В нашей стране 1110 городов.  Есть города на севере, где лето совсем короткое, а в городах на  юге нашей страны очень редко выпадает снег. Есть города, где из окон домов видны высокие горы, а где-то горожан каждое утро будит шелест волн моря. Каждый город интересен, самобытен, имеет свою историю.

-Дети, а вам бы хотелось узнать о городах нашей Родины, городах других стран? Ответы детей.

-Конечно, можно путешествовать, можно искать информацию в интернете, энциклопедиях.

-А можно просто послать открытку с видом своего города и рассказом о нем, а взамен получить такое же послание с информацией о другом городе.

 

Хотелось бы вам получать такие открытки? Ответы детей.

-В каждом городе есть детские сады, их посещают такие же дети, как вы. Мы можем подружиться с ними и попросить рассказать нам о своем городе.

-Я отправила электронные письма в детские сады России и некоторые детские сады согласились с нами дружить, а ребята одного из детских садов написали нам уже письмо.

-Интересно его прочитать? (Читают вместе с детьми)

-Давайте вечером напишем письма по этим адресам.

 

Приложение 4

 Повторение и развивающие задания

 

Игра Почтовое письмо

Педагог: Я предлагаю вам подготовить такие письма друг другу и разослать их.

Ход игры:

1.Дети выбирают в качестве открытки любую раскраску с изображением сказочных героев;

2.«Покупают конверт»         -        условие для        получения конверта-   слово         по теме «Почта»;

3.Конверты         с рисунками запечатываются;

4.Дети        оформляют адрес (кому-другу, от кого- имя ребенка); 5. Опускают письма в почтовый ящик; 6.Почтальон достает письма из ящика и раздает детям.

Рефлексивный этап

-Что больше всего понравилось?

-Что было самым трудным?

-Что было самым интересным?

Перспективный этап

-Чтобы вы хотели еще узнать о людях разных рас?

-Где эти знания могут еще пригодиться?

 

Приложение 5.

БЕСЕДА ПО КАРТЕ РОССИИ

Сценарий вводной беседы с детьми

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это такое?  

Дети: Карта. 

Воспитатель: Для чего нужна карта? Что можно на ней увидеть? 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что это карта России, затем читает стихотворение. 

Воспитатель:

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

 А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе еще мы знаем.

Как много изучить нам предстоит. (И. Мордовина)

 

Воспитатель организует работу с картой. 

Воспитатель: Какая наша страна? 

Дети: Большая! 

Воспитатель: Давайте найдем на карте наш родной город и столицу страны. 

Дети ищут на карте, где находятся их город и Москва. Воспитатель им помогает.

 

Воспитатель: Далеко наш город находится от Москвы? (Дети отвечают.)

В России много городов. На карте они обозначаются кружочками. Каждый город по-своему интересен и неповторим. Есть города на севере, там почти не бывает лета. Есть города на юге, там зимой редко выпадает снег. Есть города около высоких гор, на побережье морей. Вы хотите узнать про эти города? Посмотреть на них? Как мы можем это сделать? 

 

Дети предлагают варианты ответов. 

Воспитатель: Объехать нашу огромную страну сложно. Но ведь в каждом городе есть свои детские сады. Их посещают такие же дети, как вы. Мы можем попросить их рассказать о своем городе, подружиться с ними.

Мы можем рассказать им о нашем замечательном городе. Но как это сделать?

Каким способом можно связаться с детьми в других городах? 

Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель обобщает их. 

Воспитатель: Детям из других детских садов можно послать письма и открытки. Вот посмотрите. 

 

Воспитатель показывает детям образцы писем и поздравительных открыток, рассказывает, как с их помощью можно поздравить своих родственников и друзей в других городах с праздниками. 

Воспитатель: Когда-то мы очень любили находить в почтовом ящике письма. Как же мы радовались? Вы хотели бы получать письма от детей из других детских садов? 

 

Дети делятся своим эмоциональным опытом.

Воспитатель: А представьте, что вы ждете ответ на свое письмо, и вот вам приходит конверт! Чтобы начать переписку с детьми из других детских садов, из других областей и городов, найдите открытки с видами нашего родного города и принесите их в детский сад. Пусть родители помогут вам в этом. А я найду адреса, по которым их можно будет отправить. И мы будем отмечать на карте точки, где живут наши будущие друзья. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий