Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Детки с какой
ветки?»
Цель:
Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал:
карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.;
карточки деревьев.
Методика проведения:
На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них
кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с
изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети
разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Найди такой же
цветок»
Цель: Упражнять
детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать
внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал: настоящие
комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения:
Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти
такой же в группе, показать и по возможности назвать.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Вершки –
корешки»
Цель:
Учить детей составлять целое из частей.
Дидактический материал:
два обруча, картинки овощей.
Методика проведения:
Вариант 1.
Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В
обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч
синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок
подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный
круг, объясняя, почему он положил овощ
именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у
которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2.
На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы:
вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу
все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Воздух, земля, вода»
Цель:
Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание,
мышление, сообразительность.
Дидактический материал:
Мяч.
Методика проведения:
Вариант
1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например,
«сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово
«дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант
2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать
птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» -
обитателя рек, морей, озер и океанов.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Природа и
человек»
Цель: Закрепить
и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку
природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о
том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в
природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует
в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что
сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что
создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети
ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Звери, птицы,
рыбы »
Цель:
Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал:
Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1:
Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и
передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед
принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем
он передает вещь другому ребенку, с
таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний
участников игры не будет исчерпан.
Так
же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя
нельзя).
Вариант 2:
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший
мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч
обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери»
и «рыбы».
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Угадай, что где
растет»
Цель:
Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать
внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал:
Мяч.
Методика проведения:
Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает
кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение:
сад, огород, луг, поле, лес.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Сложи животное»
Цель: Закрепить
знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: картинки
с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Методика проведения: один
экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети
рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить
изображение животного, но без образца.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Что
из чего сделано?»
Цель: Учить
детей определять материал из которого сделан предмет.
Дидактический материал:
деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический
колокольчик., ключ и т.д.
Методика проведения:
Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан
каждый предмет.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Съедобное –
несъедобное»
Цель:
Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический
материал: Корзинка, предметные картинки с изображение
съедобных и несъедобных грибов.
Методика
проведения: На столе перед каждым ребенком лежат
картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и
кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра
«Найди свой камешек»
Цель:
Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Дидактический материал: Коллекция
камней.
Методика проведения:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта
игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает
цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и
примешивают. Задание – найти свой камень.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Цветочный
магазин»
Цель: Закреплять
умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди
других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые
букеты.
Дидактический материал:
лепестки, цветные картинки.
Методика проведения:
Вариант
1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают
понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий
выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант
2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать
выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант
3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний,
осенний. Можно использовать стихи о цветах.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Полезное–
неполезное»
Цель:
Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Дидактический материал: Карточки
с изображением продуктов.
Методика проведения:
На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные:
геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и
т.д.
Неполезные:
чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра
«Лекарственные растения»
Цель:
Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал:
Карточки с растениями.
Методика проведения:
Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила
игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь
растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где
растет (болото, луг, овраг).
Например,
ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики
без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только
вырастет (2-3 рассказа детей).
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Что
я за зверь?»
Цель:
Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Методика проведения:
Вариант
1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе
есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается
и ждет, пока его не пригласят. Группа
ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .
Вариант
2: Нужно отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.
Участник
задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать?
прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.
Ребята
в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор,
пока игрок не отгадает зверя.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Назовите
растение»
Цель:
Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные
растения.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и
т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель
обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
-
Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно
ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
-
На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Кто
где живёт»
Цель:
Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактический материал:
Карточки «Живтные», «Места обитания».
Методика проведения:
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями
мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.).
Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен
определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у
себя, показав карточку воспитателю.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Летает,
плавает, бегает, прыгает»
Цель:
Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический
материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика
проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям
объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при
слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают
полёт птицы.
Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие,
бегающие, прыгающие, плавающие.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая
игра «Береги
природу»
Цель: Закреплять
знания об охране объектов природы.
Дидактический материал:
Карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика проведения:
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей,
человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети
должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле
не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными
животными, с человеком, с растениями и т.д.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра «Что
было бы, если из леса исчезли…»
Цель:
Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Дидактический
материал: Карточки с объектами живой природы.
Методика
проведения:
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы
исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы
ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей
вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без
друга не смогут обходиться.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра: «Польза- вред»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни
только необходимые
.1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает
вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос,
не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
(так можно подбирать любые вопросы)
Второй вариант: «Нравится – не
нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант
1.
Третий вариант: «Хорошо –
плохо».
(тема: времена года и 4 стихии:
вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что
случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все
окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев
бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало
бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего
будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и
даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен
сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего
лишнего, всё необходимое.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра: «Звуки»
Цель: учить детей «слышать» природу,
(на магнитофоне подобрать звуки природы…шум дождя, водопада, птиц…) .
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо звук
– загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и
помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаёт детям
вопросы типа:
Какой звук больше всего
понравился?
Какой звук издала природа, а
какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?)
Издавал ли ветер какой-либо
звук?
В дальнейшем можно «слушать»
природу двумя руками (использовать 10 пальцев)
СТАРШАЯ ГРУППА
Экологическая игра: «Повтори»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый
ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы,
предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий
ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное,
показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка,
называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя
повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно,
это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей,
затем можно увеличить количество игроков
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра:« Подскажи мальчику»
Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие
детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том,
что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит
плохие советы.
Воспитатель даёт детям
отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны
сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить,
почему.
СТАРШАЯ
ГРУППА
Экологическая игра:«Вершки – корешки»
Цель: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры.
Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи
пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут
корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу,
выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя,
почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны
находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и
т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети
делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки,
вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три –
свою пару найди!», нужно
Экологическая
игра:«КТО
РЯДОМ ЖИВЕТ?»
ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представление о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: маски (шапочки растений, грибов, животных леса, луга, водоема(волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчелка, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) –по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; Лес, луг, водоем - это их дома, там они находят себе еду, растят потомство.
ХОД ИГРЫ:
ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представление о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: маски (шапочки растений, грибов, животных леса, луга, водоема(волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчелка, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) –по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; Лес, луг, водоем - это их дома, там они находят себе еду, растят потомство.
ХОД ИГРЫ:
В
разных уголках площадки раскладываются обручи красного, синего и зеленого
цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде "Занять свои дома!" обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема в синем. После того как дети займут место в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: "животные" и "растения" называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками и играют снова.
Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде "Занять свои дома!" обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга - в красном, обитатели водоема в синем. После того как дети займут место в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: "животные" и "растения" называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками и играют снова.
Экологическая
игра:"Р
Ы Б Ы, П Т И Ц Ы, З В Е Р И"
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о животном мире.
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о животном мире.
ХОД
ИГРЫ
Дети становятся в круг. В центре - ведущий с
мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит:
"зверь". Поймавший мяч должен быстро назвать какого-нибудь зверя и
бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет "рыба"
или "птица", то поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не
ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
Экологическая
игра:"П
У Т А Н
И Ц А"
ЦЕЛЬ: формировать у детей понятие о закономерностях
в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к
путанице в природе.
ХОД ИГРЫ
1 вариант - наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант - словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.
ЦЕЛЬ: формировать у детей понятие о закономерностях
в природе, о том, что разрушение этих законов ведет к
путанице в природе.
ХОД ИГРЫ
1 вариант - наглядный: воспитатель раздает детям картины, на которых в изображение вкрались ошибки, предлагает детям рассмотреть их, заметить неточности, исправить их и объяснить, почему они так считают.
2 вариант - словесный - Игра может проводиться на основе литературных текстов - путаниц ли же в форме беседы по вопросам типа: что же будет, если звери поменяются едой, местом жительства, хвостами и т.д.? может ли заяц съесть волка, почему? может ли у зайца быть лисий хвост? Почему? И так далее.
Экологическая
игра:"Н А Ч Т
О Э Т О П О Х О Ж Е?"
ЦЕЛЬ: развивать творческое воображение и фантазию
у детей
ЦЕЛЬ: развивать творческое воображение и фантазию
у детей
ХОД
ИГРЫ
Для игры необходим разнообразный
природный материал, который раздается детям (лучше всего использовать кору
деревьев, которая хорошо отслаивается и имеет слои причудливой формы).
Воспитатель задает вопрос: на что это похоже? Дети должны предложить варианты,
затем наиболее интересные из них зарисовать.
Экологическая
игра:"Т Е Н Ь" (проводится в природе)
ЦЕЛЬ: расширять понятий детей о правилах поведения в природе, развивать подражательные способности детей.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: расширять понятий детей о правилах поведения в природе, развивать подражательные способности детей.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель говорит детям о том, что у
каждого человека есть тень, но наша с вами тень особенная, она точно повторяет
движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном
же случае "говорит не буду, не буду повторять" и даже объясняет
почему. Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок - ребенок, а
второй - его "тень". Ребенок может делать в природе то, что считает
нужным, т.е. Гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и прочее, а
"тень" оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребенок, у
которого самая послушная "тень".
Экологическая
игра:"С О В Ы и В О Р О Н Ы"
ЦЕЛЬ: проверить и закрепить представления детей об
окружающем мире.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: проверить и закрепить представления детей об
окружающем мире.
ХОД ИГРЫ
Дети должны разделиться на две команды -
команду "Совы" и команду "Вороны". Команды становятся в
шеренги, друг напротив друга на расстоянии 3 метра за их спинами - их
дома. Воспитатель дает задание: "Совы любят правду, а Вороны - ложь.
Поэтому, если я говорю правду, то совы должны ловить ворон, а вороны убегать в
свои дома и наоборот". Затем воспитатель произносит фразу
природоведческого содержания:
1.медведи любят есть тигров;
2.у березы весной бывают сережки;
3.слоны не умеют плавать;
4.дельфин - это животное, а не рыба и т.п.
В зависимости от темы, содержания знаний которой необходимо проверить, причем фразы должны быть как правильными, так и заведомо ложными. Дети должны осознавать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме, и сами отреагировать своим поведением (убегать ли догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили.
1.медведи любят есть тигров;
2.у березы весной бывают сережки;
3.слоны не умеют плавать;
4.дельфин - это животное, а не рыба и т.п.
В зависимости от темы, содержания знаний которой необходимо проверить, причем фразы должны быть как правильными, так и заведомо ложными. Дети должны осознавать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме, и сами отреагировать своим поведением (убегать ли догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили.
Экологическая
игра:"ОВОЩИ - "ХУДЫШКИ" иОВОЩИ "ТОЛСТЯЧКИ"(игра-импровизация)
ЦЕЛЬ: развивать творческие способности детей и умение объяснить и отстоять свою точку зрения.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: развивать творческие способности детей и умение объяснить и отстоять свою точку зрения.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель дает детям задание вспомнить,
какие овощи
они знают и разделиться по желанию на овощи - "худышки" и "толстячки", а затем изобразить эти овощи так, чтобы всем сразу стало понятно, что этот овощ - тоненький, а этот - толстенький.
Воспитатель задает детям вопросы:
1.Какой овощ ты изображаешь?
2.Почему ты выбрал именно этот овощ?
3.Почему ты считаешь этот овощ "худышкой" или "толстячком"?
они знают и разделиться по желанию на овощи - "худышки" и "толстячки", а затем изобразить эти овощи так, чтобы всем сразу стало понятно, что этот овощ - тоненький, а этот - толстенький.
Воспитатель задает детям вопросы:
1.Какой овощ ты изображаешь?
2.Почему ты выбрал именно этот овощ?
3.Почему ты считаешь этот овощ "худышкой" или "толстячком"?
Экологическая
игра:"М О Я С К А З К А"
ЦЕЛЬ: развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, связную речь, закрепить понятия о взаимосвязях в природе.
ЦЕЛЬ: развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, связную речь, закрепить понятия о взаимосвязях в природе.
ХОД
ИГРЫ1.вариант:
Воспитатель дает детям задание придумать сказочную историю, используя два слова: корова (живая природа) и туча (неживая природа); мухомор- камень; одуванчик - песок. Дети должны придумать сказочный сюжет, используя эти два слова.
2 вариант:
Когда дети потренируются придумывать сказки, можно изменить задание: "Придумайте историю, которая случилась с коровой и тучей на самом деле, т.е. В ней не должно быть ничего сказочного". Этот этап труднее дается детям.
Воспитатель дает детям задание придумать сказочную историю, используя два слова: корова (живая природа) и туча (неживая природа); мухомор- камень; одуванчик - песок. Дети должны придумать сказочный сюжет, используя эти два слова.
2 вариант:
Когда дети потренируются придумывать сказки, можно изменить задание: "Придумайте историю, которая случилась с коровой и тучей на самом деле, т.е. В ней не должно быть ничего сказочного". Этот этап труднее дается детям.
Экологическая
игра:"НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО"
ЦЕЛЬ: развивать фантазию, воображение, словарный запас детей.
ЦЕЛЬ: развивать фантазию, воображение, словарный запас детей.
ХОД
ИГРЫ
1 ВАРИАНТ: "Подбери определение к определенному объекту" - дети должны подобрать слова на задание воспитателя типа: какие могут быть листья; какой может быть снег.
2 ВАРИАНТ: "Подбери природный объект под определение". Воспитатель дает задание типа: что может быть горячим на берегу реки (в лесу, в море и т.д.); что может быть темным в городе (в парке, на поляне и т.д.). Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объекты природы.
1 ВАРИАНТ: "Подбери определение к определенному объекту" - дети должны подобрать слова на задание воспитателя типа: какие могут быть листья; какой может быть снег.
2 ВАРИАНТ: "Подбери природный объект под определение". Воспитатель дает задание типа: что может быть горячим на берегу реки (в лесу, в море и т.д.); что может быть темным в городе (в парке, на поляне и т.д.). Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объекты природы.
Экологическая
игра: "Н О С Ы"
ЦЕЛЬ: развивать у детей восприятие запахов.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: развивать у детей восприятие запахов.
ХОД ИГРЫ
для игры необходимо иметь 3 непрозрачных
пакета, в каждом из которых находится по 1 кусочку поролона, пропитанного
запахом разных духов. Суть игры в том, что дети - это "зайцы", на них
охотится лиса, у которой свой определенный запах (детям дают понюхать пакет -
это "запах" лисы). "Зайцы" резвятся на поляне, но их нос
должен все чувствовать и вовремя определить запах лисы, чтобы успеть убежать
(детям по очереди предлагают понюхать все 3 пакета и выбрать один из них с
запахом лисы). Если ребенок правильно определил запах, который предлагался ему
ранее, то "заяц" остается цел, так как он смог вовремя почувствовать
приближение опасности и скрыться и наоборот. В конце игры выбираются
"зайцы-долгожители".
Экологическая
игра:"З В У КИ" (проводитсявприроде)
ЦЕЛЬ: учить детей "слышать" природу.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: учить детей "слышать" природу.
ХОД ИГРЫ
Все дети должны закрыть глаза и
прислушаться. Воспитатель дает задание:"Когда услышите какой-либо звук -
загните один палец, еще услышите звук - загните еще палец и т.д. Когда все 5
пальцев будут загнуты, откройте глаза и помолчите, чтобы дать другим детям
возможность посчитать "звуки". Воспитатель задает вопросы детям:
1.Какой звук тебе больше всего понравился?
2.Какой звук издала природа, а какой - человек?
3.Какой звук был самым громким, тихим?
4.Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно "слышать" природу и двумя руками, использовать 10 пальцев.
1.Какой звук тебе больше всего понравился?
2.Какой звук издала природа, а какой - человек?
3.Какой звук был самым громким, тихим?
4.Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно "слышать" природу и двумя руками, использовать 10 пальцев.
Экологическая
игра:"Р А М О Ч К А"
ЦЕЛЬ: расширить опыт прямого общения с природой. Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: расширить опыт прямого общения с природой. Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
ХОД ИГРЫ
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для
всех детей. Альбомный лист сложить пополам, с одной стороны вырезать окошко
любой формы - это и будет рамочка. В эту рамочку дети могут помещать - лист
дерева, травинку, кусочек коры (любой плоский природный материал, все, что
можно найти под ногами). Воспитатель дает задание: составь портрет осени и
назови его; сделай картину сегодняшнего дня (прогулки).
Экологическая
игра:"Н А О Б О Р О Т"
ЦЕЛЬ: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что все в природе неповторимо.
ХОД ИГРЫ
ЦЕЛЬ: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что все в природе неповторимо.
ХОД ИГРЫ
Организация детей для игры может быть разной:
1.используется прием "по кругу"; 2.дети делятся на две команды,
которые после 2-3 заданий необходимо менять составом. Воспитатель дает детям
задание выбрать в природе что-то: красивое-некрасивое; холодное-нехолодное;
гладкое-шероховатое. Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и
не путали их с предметами, созданными руками человека, т.е. акцент делается на
умение детей отличать природное от неприродного. В случае командной организации
детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Экологическая
игра:"ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК"
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию у детей.
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию у детей.
ХОД
ИГРЫ
Для этой игры необходим мешок с 2
отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок
кладется разнообразный природный материал в зависимости от темы занятия.
1 ВАРИАНТ: "ОПИШИ И УГАДАЙ"
Ребенок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
2 ВАРИАНТ: "СПРОСИ И УГАДАЙ"
Ребенок должен просунуть руки в отверстия мешка и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что происходит в мешке, задавая ребенку, который ощупывает предмет, вопросы типа: это гладко или нет; какой оно формы, сколько у этого предмета углов и т.д.
3 ВАРИАНТ: "УГАДАЕМ ВМЕСТЕ"
1 ВАРИАНТ: "ОПИШИ И УГАДАЙ"
Ребенок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
2 ВАРИАНТ: "СПРОСИ И УГАДАЙ"
Ребенок должен просунуть руки в отверстия мешка и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что происходит в мешке, задавая ребенку, который ощупывает предмет, вопросы типа: это гладко или нет; какой оно формы, сколько у этого предмета углов и т.д.
3 ВАРИАНТ: "УГАДАЕМ ВМЕСТЕ"
Экологическая
игра:
"КАКОЕ ДЕРЕВО ПРОПАЛО?"
ЦЕЛЬ: развитие памяти; закреплять названия деревьев.
ЦЕЛЬ: развитие памяти; закреплять названия деревьев.
ХОД
ИГРЫ
Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок
их запоминает. Затем ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну
картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать
"пропавшее" дерево.
Экологическая
игра: «Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять
растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и
убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение
стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать
количество растений на столе.
Экологическая
игра: «Угадай,
что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки
держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем
показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по
сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя,
предмет нужно узнавать на ощупь.
Экологическая
игра:«Цветочный магазин»
Цель: закреплять
умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди
других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые
букеты.
Ход игры
Дети приходят в магазин, где представлен
большой выбор цветов.
Вариант
1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант
2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант
3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Экологическая
игра: «Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет
овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети
поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
Экологическая
игра:«Да
– нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать
только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое
животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где
живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя
словами.
. Экологическая игра: «Четвёртый лишний»
Вы
уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие
животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы
поиграем в игру «Четвёртый лишний»
заяц,
ёж, лиса, шмель;
трясогузка,
паук, скворец, сорока;
бабочка,
стрекоза, енот, пчела;
кузнечик,
божья коровка, воробей, майский жук;
пчела,
стрекоза, енот, пчела;
кузнечик,
божья коровка, воробей, комар;
таракан,
муха, пчела, майский жук;
стрекоза,
кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка,
комар, жук, бабочка;
стрекоза,
мотылёк, шмель, воробей.
Экологическая
игра: «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине –
ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из
четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто
поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово
«вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При
слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая
руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Экологическая
игра:
Игра с мячом «Язнаю»
Дети становятся в круг, в центре –
воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов
природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч,
говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса,
волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
Экологическая
игра:
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и
произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое
понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать
птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Экологическая
игра:
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением
животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора,
берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с
изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если
совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Экологическая
игра:
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям
объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при
слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают
полёт птицы.
Экологическая
игра:
«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки,
изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель
убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с
оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.
Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с
растениями и т.д.
Экологическая игра:«Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
Экологическая игра:«Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать
загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу
воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал:
Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель
читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют
его.
В
весенний солнечный денек
Золотой
расцвел цветок.
На
высокой тонкой ножке
Все
дремал он у дорожки.
(Одуванчик)
Весна
приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной
палочкой взмахнет-
И
первый из-под снега цветочек расцветет
(Подснежник)
Май,
тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан -
Раскрывается…
(Тюльпан)
Цветёт
он майскою порой,
Его
найдёшь в тени лесной:
На
стебельке, как бусы, вряд
Цветы
душистые висят.
(Ландыш)
Экологическая игра: «Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Экологическая игра: «Природа и человек»
Цель: Закрепить и
систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку
природа.
Дидактический материал:
Мяч.
Методика проведения: Воспитатель
проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что
окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и
человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе,
а дома, заводы создает человек.
«Что
сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что
создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети
ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Экологическая игра: «Прилетели птицы»
Цель: Уточнить
представление о птицах.
Дидактический материал: Стихотворение
о птицах.
Методика проведения:
Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны
топать или хлопать.
Например.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети
топают –
Что
не правильно? (мухи)
- А
мухи это кто? (насекомые)
-
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети
топают.
-
прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети
топают. Игра продолжается.
Прилетели
птицы:
Голуби
синицы,
Галки
и стрижи,
Чибисы,
стрижи,
Аисты,
кукушки,
Даже
совы – сплюшки,
Лебеди,
скворцы.
Все
вы молодцы.
Итог:
воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Экологическая игра: «Когда это бывает?»
Цель: Учить детей
различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту
различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал: На
каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы,
стихотворения временах года.
Методика проведения: Воспитатель
читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о
котором говорится в стихотворении.
Весна.
На
полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С
бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И
светла, и широка
Наша
тихая река.
Побежим
купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет
и желтеет, травка на лугах,
Только
зеленеет озимь на полях.
Туча
небо кроет, солнце не блестит,
Ветер
в поле воет,
Дождик
моросит.
Зима.
Под
голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя
на солнце, снег лежит;
Прозрачный
лес один чернеет,
И
ель сквозь иней зеленеет,
И
речка подо льдом блестит.
Экологическая игра: «Сложи животное»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Экологическая игра:«Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
Экологическая игра:«Полезное– неполезное»
Цель: Закрепить понятия
полезные и вредные продукты.
Дидактический материал:
Карточки с изображением продуктов.
Методика проведения: На
один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные:
геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и
т.д.
Неполезные:
чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
Экологическая игра:«Узнай птицу по силуэту»Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
Экологическая игра:
«Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».
Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Экологическая игра:
«Распредели плоды по цвету»
Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.
Дидактический материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и фруктов.
Методика проведения:
Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
Комментариев нет:
Отправить комментарий