12 октября 2021 г.

Программа дополнительного образования по художественно эстетическому развитию дошкольников. «Мир цвета радуги»

МБДОУ "ЦРР детский сад №99" город Чита 

Программа дополнительного образования по художественно эстетическому развитию дошкольников.

«Мир цвета радуги»

Возраст обучающихся: 5 -6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программу составил педагог дополнительного образования

Круговая Светлана Вадимовна

Чита 2021

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи реализации программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Целевые ориентиры

 

2. Содержательный раздел

2.1. Художественно-эстетическое развитие

2.2. Возрастные особенности детей, содержание психолого-педагогической работы

2.3. Интеграция образовательных областей

2.4.Сроки реализации программы

2.5. Формы и режим занятий по программе

2.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки

2.7. Формы контроля и поведения итогов реализации программы

2.8. Учебно-методический план

2.9. Календарно – тематический план

3. Организационный раздел

3.1. Организация образовательной деятельности

3.2. Методическое обеспечение. 

3.3 Условия реализации программы.

3.4.Перспективное планирование взаимодействия с родителями…

 

Список литературы


1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

 

 Конституция РФ;

 Конвенция о правах ребенка;

 Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 28.01.21 №2

 Устав МБДОУ «ЦРР детский сад №99» город Чита

 Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;

 Основная общеобразовательная программа МБДОУ «ЦРР детский сад №99» город Чита

Программа разработана с учетом дидактических принципов, развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками Г.Н Давыдова, И. Лыкова, Н.Н Леонова, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо - деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

1.2. Цель и задачи реализации программы

Цель программы - развивать коммуникативные, интеллектуальные и эстетические способности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

·                   Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

·                   Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

·                   Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

·                   Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

·                   Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

·                   Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.

·                   Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

·                   Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

·                   Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

·                   Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

 

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала— его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. (Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к
миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб.
и доп.)

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Нацеленность на дальнейшее образование: Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации;

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении психологического здоровья детей, потребности в двигательной активности, развитию мелкой и крупной моторики рук;

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Приемы и методы:

·                     Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

·                     Практические – упражнения, игровые ситуации.

·                     Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.

педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

·                     Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. Показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

 

Основные правила:

1.                Использование приема транслирования информации.

2.                Отбор тематического содержания.

3.                Главный герой рисования – ребенок.

4.                Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.

5.                Педагог создает схематические изображения.

6.                Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.

Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:

1.                Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2.                Обеспечение главных условий общения.

3.                Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4.                Использование различных коммуникативных средств.

Структура:

1.                Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.

2.                Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания сюжета рисунка (не более 5 минут).

3.                Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.

4.                Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.

5.                Словесные игры, игры – драматизации.

 

1.4. Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания. У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, экскурсии, коллективные работы, мастер классы, онлайн сопровождение. Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.

 

 

2. Содержательный раздел

2.1. Художественно-эстетическое развитие

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

·                   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

·                   становление эстетического отношения к окружающему миру;

·                   формирование элементарных представлений о видах искусства;

·                   восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

·                   стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

·                   реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

 

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2)  опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

 Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

 

 

2.2. Возрастные особенности детей, содержание психолого-педагогической работы

Возрастная характеристика детей 5-6 лет.

В этом возрасте дети проявляют высокую познавательную активность Художественно-эстетическое развитие

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет).

Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью. Дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

 

 

2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными областями

Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности ребенка: наряду с обучением различным видам изобразительной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию способностей творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ изобразительного искусства. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

ü    «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и изобразительного искусства.

ü    «Познавательное развитие»: Для занятий по изо - деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

ü    «Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

ü    «Физическое развитие»: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

ü    «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного искусства.

 

 

2.4. Сроки реализации программы

1 год

 

2.5. Формы и режим занятий по программе

 

Вторник

16-10 16-35

Четверг

16-10 16-35

 

 

2.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу года обучения дети будут знать:

Основные и дополнительные цвета;

Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

Понятие симметрии;

Контрасты форм;

Свойства красок и графических материалов;

Азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

Научатся моделировать объемные фигуры;

 

Уметь:

Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

Грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

Работать в определённой гамме;

Доводить работу от эскиза до композиции;

Работать самостоятельно и в коллективе;

 

У детей получат развитие умения упражнений практической жизни (Монтессори) и личностные качества:

Умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

Трудолюбие;

Самостоятельность;

Уверенность в своих силах.

 

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

·                   текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

·                   промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

·                   итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

·                   через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

·                   через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

2.7. Формы контроля и проведения итогов реализации программы:

·                   Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

·                   Тематические выставки в ДОУ.

·                   Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

·                   Участие в интернет конкурсах, представление опыта работы в личном блоге педагога.

·                   Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

·                   Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.

Показатели прохождения программы:

·                   Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.

·                   Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

·                   Учатся рисовать различными материалами.

·                   Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, картон, соль, тесто, камни).

·                   Развивать навыки по составлению сюжетов.

·                   Дети учатся цветоведенью.

·                   Экспериментируют.

·                   Развивается связная речь.

·                   Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

 

 

2.8. Учебно-методический план

 

№ занятия

Тема

Октябрь

1

Вводное «Путешествие в страну красок»

2

Теплая картина тонирование (2 листа)

3

Теплая картина «Ёжик»

4

Гостинцы осени. «Грибная поляна» (Соленое тесто, картон)

5

Холодная картина тонирование (2 листа)

6

Холодная картина «Чудо – юдо – рыба кит» (смешанная техника восковые мелки+акварель)

7

«Дерево» (Мышкины истории)

8

«Осенний лес» (набрызг с использованием наложения шаблонов листьев)

Выставка работ в холле ДОУ

Ноябрь

9

 Моделирование объемных фигур «Динозавр» 1

10

 Моделирование объемных фигур «Динозавр»2

11

 «Лиса»1

12

 «Лиса»2

13

 Моделирование объемных фигур «Птица» 1

14

 Моделирование объемных фигур «Птица»2

15

 «Разноцветный заяц»1

16

 «Разноцветный заяц»2

Выставка работ в холле ДОУ

Декабрь

17

Тонирование Холодные тона (2-3 листа)

18

Снежный лес.  «Зима» (Рисование ладошкой)

19

Снежный лес «Мишка в берлоге» (метод тычка)

20.

Холодная картина «Белый медведь» (декор рисование)

21

Снежный лес ««Северный олень»»

22

Снежный лес «Снегири» (Рисование ладошкой)

23

«Снегурочка»

24

Картонные чудеса «Дом Деда Мороза»

25

Картонные чудеса «Елочка – нарядная».

26

Тонирование бумаги 2-3 листа

Выставка работ в холле ДОУ

Январь

27

«Зимняя ночь» Граттаж

28

Игры с тканевым конструктором «Зима в деревне»

29

Игры с тканевым конструктором «Морское царство»

30

«Музыкальные коты»

31

«Весёлые коты на катке»

32

Одеяло для Зимы (мозаика)

Февраль

33

Опыты с красками «Краски из муки»

34

Опыты с красками «Пенные рисунки»

35

Опыты с красками «Цветная соль»

36

Опыты с красками «Рисуем на бумажном полотенце»

37

«Портрет папы»

38

Опыты с красками «Рисование на молоке»

39

Опыты с красками «Солёные картины»

40

Опыты с красками «Песочные картины»

Март

41

«Портрет Мамочки»

42

«Сказочная Жар – птица»1

43

«Сказочная Жар – птица»2

44

Аппликация «Ветка мимозы» (мятая бумага, соль)

45

«Портрет Весны»

46

Шерстяная живопись «Весеннее настроение»

47

1Чудеса на ткани. «Платок для мамы»1 в технике 

«Узелковый батик»

48

2Чудеса на ткани. «Платок для мамы» 2 в технике 

«Узелковый батик»

49

«Удивительные приключения с тканью» (тканевый конструктор)

50

Тканевая аппликация «Я гуляю»

Апрель

51

Весеннее солнце в окошке

52

«Разноцветное оконце». Витраж.

53

Ранняя весна. (пейзаж)

54

«Разноцветные слоны»

55

«Удивительные Лев»

56

«Остров в океане»

57

В подводном мире (рисование жидким тестом)

58

Подводный мир осьминожки

Май

59

Праздничный салют

60

В гостях у народных мастеров. Гжель

61

Одуванчик.

62

Бабочка.

63

Божья коровка

64

Натюрморт «Гостинцы для лета»

Всего 64 занятия

 

 

 

 

 

2.9. Календарно – тематический план

 

No
п/п

Тема

Цель

Материал

Октябрь

1

Вводное «Путешествие в страну красок»

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционной техникой рисования: метод «тычка» – рисование жесткой полусухой кистью. Знакомство с кабинетом, материалом для творческих работ, правилами художника.

Воспитывать у детей добрые чувства, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации.

Задачи:

• Закрепить знания детей о цветах спектра, учить получать новый цвет путем смешивания красок

• Развивать умение детей аккуратно работать с кистью, красками.

• Воспитывать усидчивость, умение слушать;

Художественный материал Оборудование: Петушок из бумаги белого цвета, рисунок цветной и бесцветный, палитра, краски (синяя, красная, желтая, зеленая, белая, цветные трафареты для петушка, загадка про радугу, большой зонтик, имитация полянки с цветами и, ручья, записи музыки.

2

Теплая картина тонирование (2 листа)

Цель: Познакомить детей с теплыми, цветами и их оттенками; повторить основные и составные цвета, цвета спектра;

- бумага,

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

- заготовки – листы формата (А1) с разлинованными полосками (для выполнения упражнения по растяжки цвета)

3

Теплая картина «Ёжик»

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционной техникой рисования: метод «тычка» – рисование жесткой полусухой кистью.

альбомный лист (1/2), тонированный зелено-голубой цветом, жесткая кисть, темно-серая гуашь, баночки для воды, тряпочки, подставки для кисточек (на каждого ребенка), образец формата А4 (ежик, нарисованный методом тычка), альбомный лист А 4, тонированный зелено-голубой цветом с нарисованным силуэтом ежа, игрушечный ежик, ёлка, магнитная доска.

4

Гостинцы осени. «Грибная поляна» (Соленое тесто, цветная соль картон)

Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания соли.

Развивать  движения пальцев рук.

Закрепить технические навыки и приемы лепки из теста.

Учить лепить из частей, делить куски теста на части.

Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива.

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Соленое тесто четырех цветов (желтого, коричневого, зеленого, красного), доска для лепки, стек, клей, кисточка для клея, заготовка для полянки - картон, оформленная в рамке, цветная соль, пшено, салфетки, стаканчики с водой, муляжи и иллюстрации с изображением грибов, репродукции картин А.А. Четверикова «Майские березы» и  И.И. Шишкина «Березовая роща», игрушка Ежик.

5

Холодная картина тонирование (2 листа)

Познакомить детей с холодными цветами и их оттенками;

повторить основные и составные цвета, цвета спектра;

 

- бумага,

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

- заготовки – листы формата (А1) с разлинованными полосками (для выполнения упражнения по растяжки цвета)

6

Холодная картина «Чудо – юдо – рыба кит» (смешанная техника восковые мелки+акварель)

Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с самым большим представителем –китом, учить передавать характерную форму китов, развевать воображение, композиционные навыки.

 

 

Материал: акварельные листы А4, восковые мелки синего, голубого, зеленого цвета, акварельные краски, кисть белка №5, палитра.

7

«Дерево» (Мышкины истории)

Цель: научить изображать ствол дерева с ветками нетрадиционным способом , через сказку про мышат

Игрушки семьи мышат (мама, папа, малыш) акварельные листы А4, акварельные краски, кисть белка №5, палитра.

8

«Осенний лес» (набрызг с использованием наложения шаблонов листьев)

Цель: Познакомить детей с новым видом изобразительной техникой «набрызг» зубной щеткой.

Материал: картинки с изображением листьев различных деревьев и иллюстраций с изображением осенней природы, атрибуты к п/и «Мы осенние листочки» букет осенних листьев; пальчиковая игра: «Осень», засушенные листья с деревьев, гуашь разноцветная, разведенная в тарелочках, зубные щетки.

 

 

 

 

Ноябрь

9

 «Динозавр» 1

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Динозавр в технике объемного моделирования» Декорирование динозавра.

 

Презентация о Динозаврах

Картон – шаблон динозавра (тело, лапы) тонирование основного цвета динозавра

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

10

 «Динозавр»2

Декорирование динозавра.

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

11

 «Лиса»1

 Передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида лисы, строение;

Совершенствовать умения рисовать, гуашью используя тычок; мелкие детали прорисовывать концом кисти.

Развивать творческие способности, самостоятельность.

Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, фланелеграф, сундучок, шаблоны лисы, жесткие кисточки, тонкие кисточки, лист бумаги формат А4, гуашь (оранжевая и черная, простой карандаш, тряпочки, подставки для кисточек, стаканчики для воды, салфетки.

12

 «Лиса»2

 

 

13

 «Птица» 1

Развивать эстетическое восприятие ,чувство цвета, желание создавать красивых птиц способом моделирования объемных фигур

Картонные заготовки птиц разной формы, крылья, хвосты, клювы. Клей ПВА

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

14

 «Птица»2

 

 

15

 «Разноцветный заяц»1

Уточнить и расширить знания детей о зайце, совершенствовать навыки декоративного рисования, композиционно располагать на листе бумаги

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

16

 «Разноцветный заяц»2

 

 

 

 

Декабрь

17

Тонирование Холодные тона (2-3 листа)

Продолжать знакомить детей с холодными цветами и их оттенками;

повторить основные и составные цвета, цвета спектра;

- бумага,

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

- заготовки – листы формата (А1) с разлинованными полосками (для выполнения упражнения по растяжки цвета)

18

Снежный лес.  «Зима» (Рисование ладошкой)

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции; закрепить понятие «пейзаж».

Белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный альбомный лист на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

19

Снежный лес «Мишка в берлоге» (метод тычка)

Закрепить знания детей о видах медведей, составление композиции на бумаге Продолжать применят в работе разные техники изображения животных и фона. Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ

Гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный альбомный лист на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

20.

Холодная картина «Белый медведь» (декор рисование)

Закрепить знания детей о видах медведей, составление композиции на бумаге Продолжать применят в работе разные техники изображения животных и фона

Белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный альбомный лист на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

21

Снежный лес «Северный Олень»

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, его среды обитания и особенностях образа жизни.

Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ оленя,  навыки рисования животных, соблюдая пропорции

Развивать воображение, детское изобразительное творчество.

 

Материалы: иллюстрации с изображением северных оленей, белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный альбомный лист на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

22

Снежный лес «Снегири» (Рисование ладошкой)

Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей;

Продолжать учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

 Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности;

 

Материалы: Листы бумаги А 4, простые карандаши, ластики, гуашь, акварель, кисти, палитры, баночки с водой, фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей, плакат «Зимующие птицы».

23

«Снегурочка»

Вызвать у детей интерес к сказочному образу, желание передавать его в рисунке;

Учить рисовать фигуру человека, соблюдая элементарные пропорции между частями фигуры, передавать характерные особенности наряда Снегурочки: длинная шуба, опушённая мехом;

Материалы: Листы бумаги А 4, простые карандаши, ластики, гуашь, акварель, кисти, палитры, баночки с водой, картинки с изображением Снегурочки

24

Картонные чудеса «Дом Деда Мороза»

Формирование умения придумывать свои конструкции и воплощать их на первом этапе в зарисовках, используя разные виды картона и техник декоративного оформления

Картон, ножницы, гуашь, кисти широкие, палитра, стаканчики

25

Картонные чудеса «Елочка – нарядная».

Учить детей точно передавать характерные особенности, форму, величину ели.

Развивать синхронность работы рук, мелкую моторику рук.

Картон А3 на каждого ребёнка, гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, музыкальное сопровождение.

26

Тонирование бумаги 2-3 листа

Самостоятельное тонирование детьми теплыми, холодными цветами и их оттенками

 

бумага,

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

 

 

 

 

Январь

27

«Зимняя ночь» Граттаж

Цели занятия:

-обучить детей навыкам работы в нетрадиционной художественно-графической технике «Граттаж»;

-расширять представления детей о способах создания изображения;

-развивать умения продумывать композицию, образ, последовательно  воплощать задуманное;

 

-репродукции зимнего пейзажа

-загрунтованный воском и гуашью картон

-палочки для процарапывания

-запись музыкальных произведений

28

Игры с тканевым конструктором «Зима в деревне»

Цель – выяснить у детей, что им нравится в зиме, чем они любят заниматься. Рассмотреть картины из серии «Зимние развлечения». Развитие творческих способностей через составление композиции из ткани

Шифон, однотонные полотна. Резинки для волос.

29

Игры с тканевым конструктором «Морское царство»

Развитие творческих способностей через составление композиции из ткани

Ткань голубого цвета, шифон разноцветный. Резинки для волос, разноцветные камни.

30

«Музыкальные коты»

Цель: учить детей сюжетному рисованию, формировать умения выразительно передавать в рисунке образы домашнего животного (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему.

Материалы и оборудование: простые карандаши, ластики, цветные карандаши, листы бумаги формата А4 на каждого ребенка; схема рисования кота; клубок ниток, мольберт, иллюстрация с изображением грустной кошки и веселой.

31

«Весёлые коты на катке»

Цель: учить детей сюжетному рисованию

1. Карандаши простые;

2. Карандаши цветные;

3. листы бумаги;

4. иллюстрации, на которых изображены фигуристы

32

Одеяло для Зимы (мозаика)

-вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотворчестве с педагогом и другими детьми;

-рисовать «лоскутки» и после высыхания составлять композицию из индивидуальных работ;

-подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»;

-развивать чувство цвета;

-знакомить с разными произведениями декоративно-прикладного творчества.

-краски гуашевые

-кисточки, кисточки-тычки (ватные палочки);

-баночки с водой;

-основа для композиции (-салфетки;

-лоскутки ткани с различными рисунками.

-клеёнки для столов;

-кукла Зима

 

 

 

 

 

Февраль

33

Опыты с красками Краски из муки

Познакомить с новым способом изготовления краски из муки.

мука - 2 стакана,

- соль 5 ст.л.,

- растительное масло 2 ст.л.,

- вода - 1 стакан (ее нужно добавлять до консистенции густой сметаны),

- пищевые красители

34

Опыты с красками «Пенные рисунки»

развитие интегративных качеств личности дошкольника в процессе освоения нетрадиционной техники рисования - монотипия.

 

пенка для бритья, листы бумаги, картон, пластмассовые линейки - треугольники, гуашь, салфетки, иллюстрация розы,  кисточки.

35

Опыты с красками «Цветная соль»

познакомить детей опытным путем со свойствами соли: внешний вид; разнообразие видов соли; растворимость в воде; увеличение плотности воды; впитываемость воды солью; раскрашивание рисунка;

Соль, баночки для влажного способа окрашивания, тарелочки с рифлёным дном для сухого окрашивания соли, мел, гуашь, кисти

36

Опыты с красками «Рисуем на бумажном полотенце»

Закрепить знания о том, что вода растворяет краски

Бумажные полотенца, фломастеры, пипетки, вода в баночках

37

«Портрет папы»

Цель: побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении, воспитывать желание рассказать о них.

Альбомный листы по количеству детей(16);простые карандаши по количеству детей(16);гуашь; кисти(16);подставки для кисточек; баночки для промывки кисточек; палитра по количеству детей; тряпочки для просушки кисти по количеству детей

38

Опыты с красками «Рисование на молоке»

познакомить детей опытным путем со свойствами молока, капли мыла и красок

тарелка, пипетка,ватные палочки, моющее средство, пищевые красители или гуашь

39

Опыты с красками «Солёные картины»

Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками рисования (рисование солью).

формировать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка и передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала: рисованием солью.

Материалы для занятия: соль, акварель, снег, вода, кисточки, листы белой бумаги (А-4,

40

Опыты с красками «Песочные картины»

ЦЕЛЬ: развивать творческий потенциал ребёнка и его познавательные процессы, посредством нетрадиционной  техники рисования песком и игры с ним.

подносы с песок для рисования и игр с ним; аудиозапись спокойной музыки и песни «Ковер- самолет; глобус; пластмассовые цветные декоративные камушки, ракушки; кисти, клей, 1/2 лист картона А 4 белого или пастельных тонов; тарелочки с цветным песком; влажные салфетки.             

 

 

 

 

Март

41

«Портрет Мамочки»

Цель: формирование представлений о характерных особенностях портретной живописи, воспитание любви и уважения  к образу матери.

Материал: Левицкий Д.Г. «Портрет Е.И. Нелидовой» ( в полный рост), Рокотов С. «Портрет Е.В. Санти» (по пояс), «Портрет А.П. Струйской» (погрудный), Васнецов А. «На пашне. Весна», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», схема рисования портрета, мяч, фотографии мам, запись колыбельной песни.

42

«Сказочная Жар – птица»1

Цель: Продолжать учить детей изображению сказочных персонажей через декоративное рисование

Материалы и оборудование:

• Слайды с изображением сказочных птиц (Царевна – лебедь, хохломской лебедь, птица Сирин, птица счастья из бересты).

• Книги с иллюстрациями жар – птицы: П. Ершов «Конёк – горбунок», «Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и о сером волке».

• перья разных оттенков.

• Объёмные фигуры сказочных птиц (павлин, деревянная птица счастья, хрустальная птица, гжельская птица).

• Ноутбук, записи, видео презентация «Жар – птица» на песню Анны

Бумага А3

- краски гуашь,

- кисти №3,4,5,

- баночка для воды,

- палитра,

43

«Сказочная Жар – птица»2

44

Аппликация «Ветка мимозы» (мятая бумага, соль)

Цели:

- Познакомить детей со способом скручивания кусочков салфеток в кружочки;

- Воспитывать в детях эстетический вкус, любовь к природе, образное видение, взаимовыручку.

 

Материалы: аппликация – изображение ветки с 2-3 цветами мимозы, листы мягкой бумаги (четверть столовой салфетки желтого цвета по 3 – 5 штук), клей, фоновая композиция с нарисованными веточками.

45

«Портрет Весны»

Продолжить знакомство и жанрами изобразительного искусства пейзаж портрет.

 

 

Материалы.

Бумага формата А3, кисточки №8, 4, акварель, восковые мелки, гуашь, репродукции картин: А.К. Саврасов, Грачи прилетели, В.Н. Бакшев Голубая весна, А.М. Герасимов Пчелы звенят, И.И. Левитан Березовая роща.

46

Шерстяная живопись «Весеннее настроение»»

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Совершенствовать навыки и умения в работе с шерстью.

Формировать художественно-творческие способности.

Способствовать овладению композиционными умениями.

Вызвать у детей радость от работы с цветной шерстью.

Материал:

Цветная шерсть,

Рамки деревянные размером 10 на 15см,

Основа из картона, на неё неклен тонкий синтепон (по количеству детей).

Оборудование:Картины из шерсти,

Магнитофон, диск с весенними мелодиями.

47

1Чудеса на ткани. «Платок для мамы» в технике 

«Узелковый батик» 1

Цель: Знакомство детей с техникой узелковый батик».

Задачи: 

Обучающие.

1. Познакомить детей с историей возникновения батик

2. Показать детям технологию окрашивания ткани.

Развивающие:                                                                                  

 3.  Помочь  в  усвоении  и  применении  данной  методики  в  собственном

творчестве.

  4.  Развивать  у  детей  творческую  самостоятельность,  эстетический

вкус и аккуратность.

Воспитательные

5. Воспитывать у детей чувство глубокой любви к самому дорогому

и близкому человеку – маме.

Материал: Ткань белого цвета, гуашь, палитра, кисточки, баночки с

водой, салфетки, клеёнки, фартуки, ножницы.

Предварительная работа: Рассматривание платков, завязывание узелков,

рисование платочков на бумаге.

 

48

2Чудеса на ткани. «Платок для мамы» в технике 

«Узелковый батик» 2

49

«Удивительные приключения с тканью» (тканевый конструктор)

Развитие творческих способностей через составление композиции из ткани

 

50

Тканевая аппликация «Я гуляю»

Цель: учить детей создавать яркие аппликации, закреплять навыки работы с тканью при помощи ножниц

Ткань разного цвета, ножницы, клей ПВА, картон

 

 

 

 

Апрель

51

Весеннее солнце в окошке

Цель: формировать умения использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния весеннего пейзажа.

Демонстрационный материал: магнитная доска, картины, плакаты с перечнем праздников, кроссворд, тонированная бумага, непроливайки, гуашь, палитра, две кисточки (одна жесткая, другая – беличья), листочек бумаги для проверки цвета, клеёнки, салфетки для вытирания кисточки.

52

«Разноцветное оконце». Витраж.

Продолжать знакомить детей с одним из видов искусства - витражами, назначением, способами изготовления, основными мотивами узора. Показать красоту и необычность картин на стекле. Развивать художественный вкус и цветоощущение.

Оборудование: Компьютер, слайды, стекло 30Х40, эскизы витражей, гуашь, кисть, резерв из клея, цветные стекла.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций с витражами, рисование эскизов, игра с калейдоскопом.

53

Ранняя весна. (пейзаж)

Цели: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, растет трава; возвращаются перелетные птицы);

Оборудование: репродукции картин, альбомный лист, краски, кисти, губка.

54

«Разноцветные слоны» рисование ладошкой

Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой: опускать всю ладошку в краску и делать отпечаток.

Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ.

Закреплять умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки.

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Уточнить знания о строении слона, пропорциях, движении животного.

Оборудование: лист бумаги формата А 4 белого цвета, гуашь, палитра, кисть, подставки под кисточки, баночка с водой, салфетка.

55

«Удивительные Лев»

Цель: Формирование изобразительных навыков с помощью нетрадиционных техник рисования. формировать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, способствовать обучению ритмичному нанесению штриховки; совершенствовать работу по сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования;обучать с помощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», с помощью поролоновой губки фактурность туловища животного;

 

Материал: фотоиллюстрация льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар», альбомные листы, цветные карандаши, поролоновые губки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Мадагаскар», чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев» (Приложение ), рассматривание картин с изображением львов и львиц.

 

56

«Остров в океане»

Создавать самостоятельную композицию

 

57

В подводном мире (рисование жидким тестом)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным методом рисования жидким тестом.

Мука, соль, вода, гуашь, ватман, кисти

58

Подводный мир осьминожки

Преображение ладошки в необычных морских животных

 

 

 

 

 

Май

59

Праздничный салют

Цель: закрепление рисования в технике «Проступающий рисунок» разными материалами (акварель и восковые мелки).

Материал и оборудование:

Демонстрационный:  Репродукция с изображением салюта.

Раздаточный:  альбомный лист, набор восковых карандашей, акварельные краски, кисть, стаканчики с водой,  салфетки.

60

В гостях у народных мастеров. Гжель

Цели:

- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;

- закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;

- воспитывать самостоятельность и творчество.

Материалы: аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки),  палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

 

61

Одуванчик.

Цель: создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через создание образа одуванчика.

Материалы: альбомные листы формата А4, гуашь желтого и зеленого цвета, салфетки, банки с водой, кисти (жёсткая клеевая и для рисования средней толщины), образец нарисованных одуванчиков, иллюстрация одуванчиков.

62

Бабочка.

продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками
рисования. Учить создавать рисунок в технике «монотипии». Формировать
умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую
радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие,
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать
положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал и оборудование:

Для воспитателя: иллюстрации с изображением бабочек, лист альбомной
бумаги, сложенной пополам, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Для детей: вырезанный контур бабочки, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

 

63

Божья коровка

Цель: развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.

Демонстрационный материал. Иллюстрации с изображением насекомых (муравей, бабочка, божья коровка, пчела, стрекоза, комар, муха, гусеница)

Раздаточный материал. Зелёные листики, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (основа для рисунков), краски гуашевые чёрного и красного цвета, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Картинка с изображением божьей коровки.

64

Натюрморт «Гостинцы для лета»

Закрепление понятия натюрморт, самостоятельное рисование

Рассматривание репродукций с различными жанрами живописи.

Д/И: «Составь свой натюрморт», «Дорисуй натюрморт»,

Отгадывание и загадывание детьми загадок

 

 

3.Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности.

Режим занятий на 2021- 2022 г

День недели

Время

Вторник

16-10 16-35

Четверг

16-10 16-35

 

Длительность одного занятия – 25-30 мин

 

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

    Формы подведения итогов:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

 

3.2. Методическое обеспечение.

Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в кружке «Изостудия» проходят в игровой форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, палитра, и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.        

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».

Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

 

3.3. Условия реализации программы.

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (компьютер, проектор).

Требования, предъявляемые к педагогу Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.         

Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.

Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.

От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

Методическая работа

·        Планирование работы

·        Составление рабочей программы

·        Формирование списков групп

·        Ведение табеля и журнала

·        Выступления на родительских собраниях в группах дошкольного структурного подразделения

·        Работа с родителями по заключению договоров

·        Размещение объявлений о работе объединения дополнительного образования

·        Открытые занятия для родителей и педагогов

·        Мастер-класс для педагогов

·        Выступление на педсовете

 

3.4.Перспективное планирование взаимодействия с родителями.

Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:

·                     Оформление наглядной агитации для родителей

·                     Проведение бесед

·                     Консультаций

·                     Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов

·                     Совместное проведение мероприятий

·                     Совместное творчество родителей и детей

·                     Мастер – класс для родителей

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми. 

 

Форма работы

Темы

Даты проведения

Буклеты - консультации

«Как понимать и ценить детские рисунки»

Октябрь

 

«Как организовать домашнее занятие по рисованию»

Ноябрь

 

Изобразительная деятельность в семейном воспитании

Декабрь

 

Творческие игры для дошкольников

Январь

 

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность по художественному творчеству

Февраль

 

Нужны ли детям книжки-раскраски

Март

 

Рисование и внутренний мир ребенка

Апрель

 

Развитие мелкой моторики у дошкольников, через изобразительную деятельность.

Март

 

Ребенок в музее

Май

Мастер классы

 

Октябрь

 

Картонные чудеса.

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

Пенные узоры

Январь

 

 

Февраль

 

Краски своими руками

Март

 

 

Апрель

 

Песочная страна

Март

 

 

Май

Родительские собрания

Общее родительское собрание. Представление Программы «Мир цвета радуги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.

3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с

4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2004 – 128с.

8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика - Синтез, 2007г.

9.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз – Дидактика, 2006. – 108с.

10. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к
миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб.
и доп.

11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

 



 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий