Клубный час (для ребенка) – это передвижение по детскому саду с выбором занятий по интересам. В целом педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети свободно перемещаются по всей территории детского сада, соблюдая определенные правила поведения, самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основные цели и задачи «Клубного часа»:
Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
- Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
- Приобретать собственный жизненный опыт, переживания , необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Автором данной технологии предложены различные типы «Клубного часа» и формы его организации:
«Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
«Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос»: это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт».
«Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.
Важным шагом в подготовке к проведению - является определение правил поведения детей во время «Клубного часа»:
- «Говори «Здравствуйте» и «До свидания», когда входишь в другую группу»
- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»
- «Кто первый взял игрушку, тот в нее и играет»
- «Говори спокойно»
- «Ходи спокойно»
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»
- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал».
Данные правила обговариваются с детьми накануне проведения клубного часа на рефлексивных кругах. За несоблюдение правил устанавливаются штрафные санкции. Вводится система «Красных кружков». Каждому ребенку на время «Клубного часа» выдается по три красных кружка, которые он кладет в специально сделанную им самим или родителями сумочку или конверт. Кружки может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». Взрослый обязательно говорит, за что он забрал кружок. На рефлексивном круге по окончания «Клубного часа» ребенок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или нескольких кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их забрал. Если у ребенка забрали кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два и три кружка. То следующий «Клубный час» он пропускает.
С детьми была организована дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он нужен, что мы будем делать во время Клубного часа, и кто хотел бы на него пойти?» Так же организована экскурсия по детскому саду, в ходе которых педагоги обращали внимание на то, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах. Во время экскурсии воспитатели объясняли также, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит. После проведения экскурсии по детскому саду дети совместно с воспитателем разработали маршруты следования по детскому саду.
Накануне проведения клубного часа в рамках предварительной работы педагоги каждый раз прорабатывают с детьми маршруты следования, расставляют акценты на тех помещениях, где будет организована игровая деятельность. На двери тех кабинетов и групп, куда вход будет запрещен, вечером вывешиваются красные круги – это знак для педагогов и детей, что в эту дверь входить нельзя. Накануне проведения все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного часа» закрываются все входные двери в сад. В группах для родителей размещается объявление, в котором прописаны дата и время проведения КЧ, и те игры и виды деятельности в которых может поучаствовать ребенок.
Клубный час для детей детского сада - это невероятное событие, которого они ждут, просят родителей привести их обязательно в детский сад в день его проведения. Самое интересное, что во время его проведения никто не балуется, не кричит и не бегает. У каждого ребенка есть волшебная сумочка с жетонами, которые они бояться потерять за плохое поведение. Поэтому мероприятие проходит всегда организованно. После завершения «Клубного часа» дети с воспитателем садятся в рефлексивный круг. Зажигается свеча, включается музыка. Начинается обсуждение. Обсуждаются такие вопросы:
- Где ребенок был?
- Что ему запомнилось?
- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
- Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности. После проведения каждого К.Ч. собирается рабочая группа. Педагоги обмениваются мнениями, о том: что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей? Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости? Соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты? И подводят общий итог.
Таким образом, клубный час – это педагогическая технология, которая позволяет развивать в детях инициативность и самостоятельность. Детям очень нравится, это видно по счастливым глазам и радостным улыбкам. Во время таких мероприятий ощущается атмосфера одной большой дружной семьи. У детей есть возможность увидеть, как живут в других группах дети, пообщаться со сверстниками из других групп.
Список информационных источников:
Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217
Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. – М.: Вентана-граф, 2015. –184с.
Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5. С. 24-26.
Гришаева Н.П. Вырваться на свободу//Обруч. 2010 № 2. С.28-31.
Комментариев нет:
Отправить комментарий